Автоспорт хочет ожить

В августе прошлого года после нескольких лет бездействия была восстановлена Федерация автоспорта Республики Бурятия. Благодаря известности в спортивных кругах ее лидеров она была аккредитована Российской автомобильной федерацией (РАФ), и в апреле в ХI Всероссийской конференции РАФ принял участие и наш человек — хорошо известный энтузиаст автоспорта Павел Матвеев. Главой Федерации автоспорта Республики Бурятия (ФАС) был избран Александр Александров, один из опытнейших гонщиков. Он поделился с корреспондентом "Номер один" своими мыслями.
A- A+
— Какое значение имеет эта конференция для республиканского автоспорта?

— Большое, потому что это первая конференция, в которой приняла участие наша федерация, в том виде, в котором она работает сейчас. Прежде был СТК "Байкал", имевший лицензию на проведение соревнований, выполнявший те же функции, но не являвшийся членом Российской ФАС. Но у спортивно-технического клуба нет того веса и влияния, который есть у федерации. Министерство спорта России и бурятское, убедившись, что федерацией занимаются хорошо известные ей люди — те, кто уже проводил соревнования, — дали добро. И на сегодняшний день Федерация автоспорта РБ является единственной организацией, которая может проводить автомобильные соревнования — хоть профессиональные, хоть любительские — на территории республики. Мы отвечаем за соблюдение всех требований РАФ, за безопасность, и все, что проводится без нашего участия, может называться как угодно: "празднества", "народные гуляния", хоть "покатушки на приз нашей песочницы". Но, подчеркиваю, это никак не могут быть официальные соревнования. Хотите организовать какие-то автомобильные состязания — обращайтесь к нам. Потому что ошибки и некомпетентность организаторов могут создать угрозу здоровью и жизни зрителей и самих участников.

— Понятно. Давайте озвучим имена тех героев, благодаря которым Бурятия наконец обрела нормально работающую ФАС.

— Инициативная группа Федерации — это спортивно-технический клуб "Байкал" (Александр и Евгений Бадмаевы), спортивный клуб "Вектор" (Геннадий Пруидзе, Александр Щербаков), спортклуб автоцентра "Жидовецкий и К" (Евгений Жидовецкий), это официальные участники, писавшие заявление; под нашими знаменами и "Байкальские амазонки", и мотоциклетный клуб "Вольный ветер", и внедорожный клуб "Номад".

— Кто возглавляет РАФ?

— Виктор Кирьянов (известный как главный гаишник России. — прим. ред.), начальник Департамента ОБДД МВД РФ, Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ. Он не впервые занимает пост президента РАФ, его утвердил сам Медведев, который велел всем чиновникам активнее работать на своих местах. Будем надеяться, что станет лучше. На сегодня поднимается вопрос о том, чтобы РАФ занималась подготовкой водителей по безаварийной езде. Очень большие суммы уходят на пропаганду безопасности дорожного движения, но гораздо действеннее всех лозунгов и баннеров школа или курсы контраварийного вождения. Разумнее и эффективнее было бы направить средства именно на это! Инспектора по безопасности дорожного движения, которые водят детей за ручку, — это хорошо. Но если не научить водителя управлять автомобилем, снижения аварийности не будет. Преподавая в своей школе автоэкстрима, я четко это понял. Пока человек не научится действительно управлять машиной, ни о какой безопасной езде речь не идет. Да, у каждого свой уровень, свой стиль вождения, но люди элементарно не умеют правильно рулить.

— И не умеют учитывать дорожную обстановку.

— Обстановку ты можешь учитывать, только когда у тебя руки, ноги и глаза работают автоматически. Когда нет навыков, отработанных до автоматизма, человек не может много операций делать одновременно. Он думает, где там рычаг КПП, какую педаль нажать — ему уж тут не до обстановки, он ничего не успеет увидеть и заметить.

— Понятно. А кто может войти в ФАС?

— Организация или же группа из пяти человек. Пять человек могут регистрироваться как команда, как спортивный клуб. Ребята, объединяйтесь ради спорта!

— Какое значение может иметь наша бурятская ФАС?

— Мы живем возле места, которое известно 90% жителей всей нашей планеты. Весь мир знает о Байкале. И к его берегам можно было бы привлечь такие силы, проводить соревнования самого высокого уровня, пригласить любых спортсменов! Устраивать здесь соревнования по автокроссу, по авторалли...

Но у нас нет даже одной маленькой трассы для автогонок! Взять другие виды спорта — есть и залы для борцов, и стадионы для легкой атлетики. Спортсменов нет, а места для них есть! У нас есть ипподром, есть конюшни, есть лошади — но нет жокеев! На соревнования по конному спорту собирается две-три сотни человек — родственники и друзья наездников. Когда на том же ипподроме проводится автокросс для легковых и грузовых автомобилей — почти все трибуны заняты! Получается, в автоспорте все наоборот: спортсмены есть, а трассы для них нет! Почему нельзя ипподром поделить с автоспортом, раз он такой зрелищный? Ведь автогонки можно проводить ежемесячно, было бы где. Нужно немного денег.

— А где вообще вы тренируетесь перед своими выступлениями, которые из-за отсутствия трассы проходят в Чите, Иркутской области, только не в Бурятии?

— Я тренируюсь, пока еду по трассе Иркутск—Улан-Удэ, работаю на перевозке (вздыхает). Есть у нас такое ироничное изречение, его автор Александр Щербаков: "Олени бегут без разминки". Вот мы как те олени!

— Но ведь при регулярных тренировках у всех вас были бы гораздо лучше результаты. Вы и так всех почти "рвете".

— О чем и речь! (Снова вздыхает.) Зимой мы расчищаем снег на карьере и там катаемся. И потом выступаем на этапах Кубка России — третье, второе места — в общем, сидим у пьедестала кучно. Сегодня Пруидзе третий, я второй, завтра Женя Бадмаев второй, я третий... Мы имеем полустандартные автомобили, не имеем мощных форсированных двигателей, как у Решетнева, Пушкаря или Герасимова (победители соревнований по автокроссу, обладатели Кубка России. — прим. ред.). Но зимой, на скользкой дороге (когда решающее значение имеет не столько "табун" под капотом, сколько мастерство пилота. — прим. ред.), мы можем конкурировать с ними по полной программе.

— Вы такие "звери", что и пешком всех обгоните?

— И с голыми руками! (Смеется.) А летом на грунте нужны хорошие амортизаторы, хороший двигатель — и мы начинаем отставать, потому что у нас нет столько денег, чтобы купить необходимое для победы.

— Как всегда, все упирается в деньги, и тут буксует. Были бы деньги — построили бы трассу.

— Сейчас мы пытаемся эти вопросы решать. Но денег просто так ни один бизнесмен не дает, нужна большая целенаправленная программа правительства.

— Трасса у Байкала, полноценные тренировки, обеспечение запчастями... И тогда наши бурятские гонщики смогли бы прославить республику.

— Мечтать не вредно. Конечно, хочется, да и могли бы мы. Но пока, кроме нашей Федерации, почти ничего и нет.

Российская автомобильная федерация с 1992 года является членом Международной автомобильной федерации (FIA) и получила право на осуществление спортивных полномочий от имени FIA на всей территории РФ. И через своего регионального представителя — ФАС РБ — РАФ могла бы организовывать соревнования не только общероссийского, но и международного уровня. Это позволило бы привлекать великолепные инвестиции в экономику и создать республике имя, которое стало бы известным всему миру.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.