Чуда не случилось

Обнародованный не так давно Анализ социально-экономического развития Бурятии за январь-апрель 2010 года еще раз подтвердил нехитрую мысль: "экономического чуда" в республике не ожидается. А нынешний опережающий темп роста экономики региона позволяет надеяться на достижение общероссийских показателей через долгие годы. Возможно, на это уйдет жизнь целого поколения.
A- A+
Не догоним

Есть такое скучное понятие, как "валовой региональный продукт на душу населения" — основной показатель, по которому оценивается благосостояние одного жителя региона. По расчетам минэкономики, в 2010 году рост ВРП составит в Бурятии 108% к уровню прошлого года — это хорошая новость. Но в лучшем случае весь наш валовой доход, в пересчете на душу населения, будет мал — составит 59,5%, то есть мы почти вполовину беднее — это плохая новость. Нетрудно догадаться, что, подрастая такими темпами, жить хуже среднестатистического россиянина жителям Бурятии придется довольно-таки долго.

Догонять среднероссийские показатели было нелегко и до кризиса. Но, оказывается, в декабре 2009 года вообще все стало непросто. Как откровенно сообщает правительство: "Индикаторы Программы социально-экономического развития РБ на 2008—2010 годы и на период до 2017 года были скорректированы в сторону уменьшения". На самом деле это есть сенсация. Правительство призналось само себе, да и населению, в публичном докладе, что не может выдержать тот ритм, который был запланирован программой СЭР — догматическим документом всей экономики Бурятии.

По этому поводу сначала идет диагноз "снижение прибыли в базисных отраслях экономики и в секторе малого предпринимательства и, как следствие, — уменьшение доходов населения". Затем последствие: "темпы роста ВРП снижены от установленных первоначально в Программе в 2009 году — на 12,8%, в 2010 году — на 13,6%".

Затем в Анализе идут причины не столь радужных перспектив. Кстати, непосредственно к кризису последних годов имеющие малое отношение. Зато из цифр можно понять отсталость экономики Бурятии в принципе.

Ситуация запущена

На долю промышленности (реального сектора) приходится только 20% от всей добавленной стоимости Бурятии. Это более чем на 10% меньше общероссийских показателей.

Всегда наибольшая доля добавленной стоимости находится в обрабатывающих отраслях. Это мировая практика. Так вот, в остальной стране доля "обработки" в ВВП составляет 19%, в Бурятии в аналогичных цифрах ВРП — всего 11%. Иначе говоря, можно долго говорить, что в Бурятии мало промышленности, но, только глянув на двукратное отставание, понимаешь "запущенность" ситуации. И ситуация быстро не исправится. Заводы не появляются в течение года по желанию, на это уходят иногда десятилетия.

Раз уж речь зашла о промышленности, надо и упомянуть "насущное" в свете последних событий сельское хозяйство Бурятии. Вопреки стереотипам Бурятию сложно назвать сельскохозяйственным регионом. Оказывается, вклад этой отрасли в общую экономику незначителен. Кроме того, он довольно быстро снижался до последнего времени. В 2004 по 2008 годы — с 9,7% до 6,6%. Правда, в последние годы ситуация несколько изменилась: в 2010 году доля возросла до 7,2%. Но очевидно одно: в ближайшие годы сельское хозяйство на роль локомотива экономики Бурятии пока не претендует.

Малый бизнес не тянет

Зато у нас был устойчивый миф про торговлю, общественное питание и сферу услуг. Дескать, целые страны (или регионы) вполне себе нормально живут "на услугах". Страны, может, и живут, Бурятии это не грозит. Вот уже и Россия почти на 25% свой ВВП формирует за счет услуг. Но доля подобного в Бурятии не превышает 16,7% (данные 2008 года). Можно было бы, конечно, понастроить парикмахерских, позных и турбаз, но есть риск, что они будут полупустыми. Как констатирует тот же минэконом Бурятии, "причина связана с низкой покупательской способностью населения республики (доходы на душу населения по России в 2009 году — 16818, по республике — 12644 рубля)".

То же самое про пресловутый малый бизнес. В развитых странах доля малого бизнеса в экономике составляет порядка 50%, а в Китае — более 60%. По России эта цифра — скромные 17%, в Бурятии еще менее — впечатляющие 10%.

Спрашивается, на что тогда Бурятия существует?

Транспортно-промышленная республика

На "транспорте и связи", во многом. По прогнозам, в 2010 году 28,5% всей экономики Бурятии дадут именно эти отрасли. К Бурятии они имеют не совсем прямое отношение — это в большей степени федеральные проекты на нашей территории. Затем уже идут упоминавшиеся промышленность (20%), торговля (13,4%).

К чему, собственно, все эти расклады? К тому, что экономические проблемы Бурятии, прежде всего, структурные. Мировая практика доказывает, что рост экономики отдельных территорий идет за счет тех отраслей, которые на данный момент в Бурятии находятся не в фаворе. По статистике они минимальны.

Это не значит, что правительство этого не видит. Последнюю пару лет много шума про малый бизнес, сельское хозяйство, инновационную промышленность, туризм. Только на структурные изменения в экономике (без шоковой терапии) уходит не два-три года. Даже не пять-десять, как правило.

Из этого следует, что, во-первых, чудес в ближайшие годы в экономике Бурятии не произойдет: несколько процентов изменений ежегодно в структуре доходов экономики региона будут мало ощутимы для населения. Большое ведь видится на расстоянии, то есть измеряется в годах. Во-вторых, действующей власти надо подготовиться к неудовольствию общественности от отсутствия экономических чудес. Как же так: столько лет — и все по-старому? Обычно это мало кому нравится.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.