"В случае аварии отвалите!"

Авария с участием маршрутного автобуса и тяжелогруженого самосвала породила в обществе бурную реакцию. Несколько дней ответственные лица произносили разнообразные слова, заверяли, что усилят контроль и повысят бдительность. Обещали разобраться и наказать всех виновных. Виновные, между тем, прекрасно известны. Но отвечать они ни за что не будут.
A- A+
Мэр раскритиковал своих

"Я не понимаю этих водителей-маршрутчиков. Ну хочешь рисковать своей жизнью, иди прыгай с Селенгинского моста, катись с горы, но зачем рисковать жизнью людей? Я думаю, мы соберем всех бригадиров перевозчиков, а этого бригадира мы просто снимем с линии показательно", — сделал заявление мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев в день аварии.

Возможно, Геннадий Айдаев не в курсе, но маршрут 17 входит в состав ОАО "Городские маршруты", которое на 51% принадлежит городу Улан-Удэ. Руководит Советом директоров этого предприятия сам мэр города. В свою очередь, "Городские маршруты" учредили дочернее предприятие — ООО "Колонна 8", которое и является "организатором" пассажирских перевозок по маршруту 17.

Юридически "бригадиром" маршрута 17 является директор ООО "Колонна 8" Матвей Муруев. Снимет ли мэр руководителя одного из подразделений предприятия, в котором сам является членом Совета директоров, покажет время. А пока директор ООО "Колонна 8" делает недвусмысленные заявления о том, что пассажиры в этой аварии виноваты почти так же, как и водитель.

"Мы анализировали ситуацию. Тут интересы водителя и пассажира совпадают. Темп жизни увеличивается, все торопятся. Пассажиру надо за короткий промежуток времени успеть посетить много мест. Поэтому он относится положительно к тому, что водитель тоже торопится", — сказал в эфире телекомпании "Ариг Ус" Матвей Муруев.

Конечно, тут можно поспорить с директором "Колонны 8" — далеко не каждый пассажир настолько торопится успеть на кладбище, что согласен на все лихачества водителей. Наверняка таких торопливых пассажиров — считаные единицы. Остальным нужно просто доехать в разумные сроки. И для этого вовсе не нужно нестись, нарушая всяческие правила и ежесекундно рискуя. Но ведь водители маршруток именно так и делают. То есть торопятся в первую очередь они. Почему? На этот вопрос есть вполне конкретный ответ.

Тысяча рублей

Каждый водитель "Колонны 8" должен сдать в предприятие как минимум 1 тысячу рублей в день. Должен заправить свой автомобиль топливом. Должен поддерживать машину в технически исправном состоянии. Должен содержать семью. И при этом платить по кредитам, на которые, собственно, и куплена маршрутка.

Соответственно, ему нужно успеть перевезти как можно большее число пассажиров за как можно более короткий срок. Маршрут 17 — не самый выгодный в Улан-Удэ. Большая часть пассажиров садится, как правило, на конечных остановках и едет чуть ли не через весь город. Поэтому очень важно сделать большое число рейсов за рабочий день. Но и этого водителю не хватает: расходов-то масса! Чтобы сводить концы с концами, многие водители в нарушение всех норм работают не в одну смену, а в две. Иначе они не заработают ничего — все уйдет на оплату расходов. Такой режим работы не сулит пассажирам ничего хорошего.

"Колонна 8" должна контролировать, чтобы такого не было: регулировать интервал движения маршруток, следить за тем, чтобы водители не нарушали режим работы. У фирмы есть не только административные инструменты воздействия на водителей, но и финансовые. Например, если фирма вводит ежедневный платеж в 1 тысячу рублей с водителя, то тому, чтобы заработать, нужно сделать, условно, 10 рейсов в день. Если 1,5 тысячи — уже 15. Если идут еще какие-то платежи, например, на обустройство конечных остановок, количество рейсов должно еще увеличиться — ведь водителю нужно кормить семью. И если бы "Колонна 8" установила для водителей маршрута 17 ежедневный платеж в 500 рублей, то лезть из кожи вон тем уже не пришлось бы. Но платеж установлен в два раза выше. И выплачивается исправно. С неплательщиками тут не церемонятся: не заплатил — пошел вон с маршрута!

Получая деньги, несет ли "Колонна 8" какую-либо ответственность за то, что происходит на дорогах? Ответ однозначный: нет.

Чистая прибыль без рисков

"Мы пока не знаем размера причиненного ущерба здоровью. Как только станет известен размер ущерба, мы, конечно станем думать на эту тему", — сказал в интервью телеканалу "Ариг Ус" директор ООО "Колонна 8" Матвей Муруев.

То есть смотря, какой ущерб получился, так и будет вести себя "Колонна 8". Позиция этой фирмы логична, захочет руководитель — поможет пострадавшим, не захочет — не поможет. Ведь юридически никакой ответственности за аварию фирма не несет. Она, по договору с маршрутчиком, — лишь "организатор" перевозок (кстати, согласно закону о пассажирских перевозках, организатором может выступать только государственный орган). Фирма формирует график движения, следит за тем, чтобы по маршруту не ездили чужие, осуществляет контроль технического состояния автомобилей и медицинского состояния водителей. За свои "услуги" берет по 1000 рублей в день. А вся ответственность за жизнь и здоровье пассажиров полностью лежит на хозяине маршрутки. Для "организаторов" движения схема очень удобная — чистая прибыль без всяких рисков.

Мало того, как выясняется, они толком и не проверяют своих водителей. Как сообщили в ГИБДД Бурятии, водитель маршрута 17, ставший виновником аварии, оказался злостным нарушителем ПДД. За два года было зафиксировано 52 нарушения Правил дорожного движения, совершенных этим водителем. И уже дважды он являлся виновником дорожно-транспортных происшествий, в которых страдали люди. Между тем, подавая документы на конкурс по маршруту 17 в администрацию города, "Колонна 8" была обязана представить справку о наличии в его биографии нарушений ПДД. Фирма, у которой водители так часто нарушают ПДД, не смогла бы выиграть конкурс. Видимо, об этом факте "Колонна 8" умолчала или сама ничего не знала.

Порочная система

Эта авария случилась на одном из самых сложных перекрестков в Улан-Удэ. Закон "где тонко, там и рвется" — во всей красе. Но на других маршрутах города ситуация ничуть не лучше. Водители торопятся, нарушают режим работы, потому что им ежедневно нужно отдавать не менее тысячи рублей своим "организаторам". Которые с удовольствием принимают деньги. Но при этом ни за что в случаях аварий не отвечают.

По итогам этого громкого происшествия серьезно пострадали 8 из 14 пассажиров, один человек в очень тяжелом состоянии.

"К нам поступил мальчик, 15 лет, с множественными сочетанными травмами. Начиная от травм головы, верхних и нижних конечностей, таза. Сейчас состояние ребенка очень тяжелое, находится в медикаментозном сне, на аппарате искусственной вентиляции легких. Прогноз очень серьезный", — говорит Константин Эрдынеев, детский врач-травматолог БСМП.

Против водителя возбуждено уголовное дело. В итоге он лишился своего микроавтобуса, у него отберут лицензию (и, получается, право работать на пассажирском транспорте) и, скорее всего, осудят, ведь роковую ошибку и нарушение ПДД допустил все-таки он. Часть ущерба пострадавшим покроет ОСАГО. Но у этой страховки есть верхний предел по выплатам, а здесь пострадавших очень много, в том числе пострадавших серьезно. Остальной немаленький ущерб, скорее всего, придется выплачивать водителю маршрутки. Из каких средств он будет это делать, неясно.

А те, кто создал систему, при которой такие аварии — не трагическая случайность, а закономерность, не будут отвечать ни за что.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.