Серебряные небеса

23 июня жители Бурятии смогли увидеть красивейшие украшения из коллекции драгоценных металлов. Выставка с таким названием уже проходила в 2006 году. Нынешняя же экспозиция отличается тем, что украшения представлены поколлекционно.
A- A+
300 шедевров

В экспозиции представлено более 300 украшений. Это самая крупная за последние годы выставка бурятских национальных украшений. Выставка приурочена к Конвенту монголов мира. В зале установлен сенсорный киоск с презентацией старинных фотографий из фондов музея. Саму же выставку сопровождают картины знаменитого художника Зоригто Доржиева из коллекции "Наложницы".

— Серебро для нашей кочевой культуры значит больше, чем просто драгоценный металл, украшение, — говорит Зоригто Доржиев. — Я рад, что у нас есть возможность видеть все эти вещи, наполненные историей, пропитанные духом вечности. Хочется вцепиться в каждую вещь и рассматривать, рассматривать.

В экспозиции представлены полные костюмные комплексы бурятских родов — хори, сартуул, цонгоол, хонгоодор, эхирит, булагат. Весь комплекс представлял собой картину мира, который делился на три части: верхний, средний и нижний. И каждое украшение имело свое место в этой системе.

Все части мира

Выставка начинается с украшений верхней части мира — коллекции дэнзэ. Это коллекция наверший, украшений, которые восточные буряты нашивали на шапки, головные уборы. Помимо того, что украшения имели сакральный смысл, они показывали статус человека. Например, в обычном праве селенгинских бурят было четко прописано, представители какого ранга какой дэнзэ должны носить.

Женские дэнзэ отличаются от мужских меньшими размерами, витиеватостью. Как правило, они украшались цветочками, завитками и т.д. На мужских дэнзэ можно увидеть орнамент, изображение дракона или бычьей головы. Они крупнее и тяжелее женских наверший.

Затем идут височные украшения. Например, у сартуулов по туйбе (головное украшение) можно было определить, замужняя ли перед тобой женщина или нет. Помимо туйб, замужние женщины надевали накосники, например рога. Этот элемент относит нас к тотемам, легендам о происхождении бурят. В данном случае, к восприятию женщины как матери-маралухи, от которой произошли все люди. Надевая подобные головные уборы, женщины отдавали ей дань уважения.

В экспозиции представлен костюмный комплекс сартульской девушки. Боковые снизки указывают на то, что она девушка. Комплекс отличается пышной, богатой декоративной отделкой.

Красива коллекция буддийских амулетниц — гуу. Амулетницы носились на груди. В них хранились молитвы, написанные ламами. Гуу каждого рода различны. Например, сартуульские гуу были богато украшены, инкрустированы. Некоторые покрывались позолотой. Другие были меньшими по размеру и отличались простотой: все зависело от статуса обладателя.

Кольца и браслеты замыкали конечности. Это делалось для того, чтобы не впускать что-то плохое и не выпускать сульдэ — жизненную силу. Экспозиция также включает в себя поясные подвески, маникюрные принадлежности, уховертки, курительные трубки, наплечные украшения и т.д.

Ножи имели чисто практические функции. Каждый мужчина должен был иметь нож, заткнутый за пояс. И когда он входил в дом, приспускал пояс, тем самым показывая, что пришел с добрыми намерениями. Ножи украшались серебряными накладками. Так же как и огниво, поясные подвески. Это являлось неким вложением капитала.

История и современность

У каждого рода были свои традиции, история, уклад. И костюмные комплексы, конечно, являются отражением этого. Например, считается, что сартуулы ведут свое начало от узбекосартов, которые в древние времена прибыли на территорию этнической Бурятии. Если на восточных бурят оказывали влияние буддизм, Монголия, Китай, Тибет, что было видно по элементам одежды и украшений, то западные — иркутские — буряты имели более архаичную форму украшений: они все-таки оставались шаманистами, к тому же испытывали влияние православия. В украшениях можно даже увидеть русские заимствования, например, цветы в головном уборе. Также иркутские буряты, в отличие от восточных, не использовали китайскую ткань в изготовлении одежды.

На выставке также были представлены работы современных авторов, таких как Чинбат, Жамбалов, Жамсаранов, Русских и др. Работы были созданы в период с 50-х до 90-х годов. Тогда их работы специально закупались музеем. Авторы, опираясь на традиции бурятского ювелирного искусства, создавали свои уникальные работы, используя нетрадиционные камни, например нефрит, чароит.

— Со временем символика украшений устаревает, — говорит Ольга Шагланова, куратор выставки. — Сегодня украшения покупают не как обереги, а как украшения. Если для традиционных колец, браслетов характерны простота, отсутствие орнаментов, то современные работы пышно украшены, с богатой отделкой.

— Я получила колоссальное удовольствие от выставки, — делится Ирина Петрова, представитель службы охраны памятников. — Бурятское традиционное ювелирное искусство — одно из немногих видов искусства, к которому не надо делать приставку "возрождаемое". К счастью, наши мастера по-прежнему творят уникальные чудеса.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.