Дело с трубой

Организации объединенных профсоюзов (ООП) Бурятии вменили в обязанность вечно содержать 200-метровую теплотрассу. Следующим шагом, по мнению сразу нескольких ветвей власти, станет утверждение тарифа на этот кусок трубы, чтобы собирать деньги с населения. Тариф должна получить организация, которая продала этот актив 7 лет назад.
A- A+
Ясности нет

Вопрос этот уже рассматривался на различных совещаниях в мэрии и в правительстве. Потом пришел черед посмотреть на ситуацию президенту Бурятии. Уже и суды сказали свое веское слово. Однако ситуация не стала яснее. То есть решения судов и предписания других органов есть. А ясности нет.

История уходит корнями в СССР, когда некогда могущественные профсоюзы построили пансионат "Верхняя Березовка". Его обеспечили котельной, а рядом выстроился жилой поселок, куда заселились работники небезызвестного "Байкалкурорта". Котельная обеспечивала горячей водой и теплом одновременно и поселок, и пансионат. Имущество находилось на балансе опять же "Байкалкурорта". Эта конструкция просуществовала худо-бедно до 2003 года. А 16 сентября 2003 года, согласно договору купли-продажи, здание пансионата и котельную передали некоему ООО "Биллинг-центр".

Компания "Биллинг-центр" никогда не отличалась публичностью. Неофициальная молва связывает ее с ОАО "Улан-Удэнская управляющая компания". Также известно, что основным видом деятельности "Биллинг-центра" декларировалась работа с учетом платежей населения Улан-Удэ за коммунальные и прочие услуги. Впрочем, это видно из названия — "биллинг". Говорят, фирма получает небольшой процент с каждого платежа по коммунальным услугам улан-удэнцев.

Теплотрасса — как мешок картошки

Во время сделки 2003 года стороны, возможно, торопились или были недостаточно готовы к подобным операциям, но тогда и была заложена юридическая бомба под котельную и теплосети. Покупатель и продавец не указали толком, какие коммуникации являются предметом сделки. В одном акте приема-передачи имущества присутствуют пансионат и котельная. В другом, который также является предметом договора, 19-м пунктом идет "теплотрасса". Стороны не удосужились ни прописать длину передаваемой теплотрассы, ни привязать ее к местности. Просто передали "теплотрассу", как мешок картошки.

Еще на стадии знакомства с объектом было понятно, что котельная обеспечивает теплом, кроме самого пансионата, еще и поселок. Невооруженным взглядом было видно, что от котельных идут две ветки труб — на пансионат и поселок. Логично было бы "на берегу" разграничить жилой объект и актив недвижимости. Этого не случилось. Более того, как утверждает глава профсоюзов Бурятии Татьяна Сабаева, участники сделки были в курсе, что принимают-передают теплотрассу для населения: профсоюзы, по настоянию покупателя, сделали ремонт объекта, только после этого был подписан акт передачи.

После сделки профсоюзы Бурятии забывают о пансионате, равно как и о коммуникациях, ведь "теплотрасса" передана актом новому хозяину. В свою очередь "Биллинг-центр" начинает там хозяйствовать. Трудно сказать, с какой успешностью, но спустя несколько лет объект вновь продается: пансионат и котельную получает в собственность "ЕС-инвест".

Инвестору люди не нужны

Скорее всего, в качестве актива при новой продаже жилой поселок, равно как и его обогрев, никак не фигурировали. Между тем несколько десятков жилых домов медленно и верно выходили из юридического поля "Байкалкурорта" — ранее дома ведь стояли на балансе организации. За прошедшие несколько лет жители приватизировали свои жилища, таким образом становясь частными владельцами. По заявлению Татьяны Сабаевой, из всего поселка на балансе "Байкалкурорта" всего лишь четыре квартиры — даже не дома.

Однажды в сентябре прошлого года новый собственник просто отключил поселок от горячей воды. Так он дал понять, что покупал пансионат и котельную, но не жилой поселок с обязанностью их отапливать. Народ по привычке взбунтовался и бросился по инстанциям и в СМИ. Мэрия тоже подумала о поселке и сделала вывод, что во всем виноваты профсоюзы. Дескать, обслуживание 200 метров теплотрассы до поселка попрежнему является обязанностью профсоюзов.

ОПП Бурятии пыталась объяснить ситуацию: вот договор куплипродажи, вот акт передачи, там есть "теплотрасса". Ничего не помогло. Мэрия дает на зимний период из своего фонда 1,5 миллиона рублей на поддержку трассы. Затем подает иск на эти 1,5 миллиона рублей в сторону профсоюзов — дескать, ваш объект спасали. Суд мэрия проигрывает. Потому что профсоюзы не являются владельцами этой теплотрассы и не управляют ею.

После нервного прошлого отопительного сезона стороны начали готовиться к будущему. Подается иск прокурора Железнодорожного района, где, в том числе, соответчиками идут "Байкалкурорт" и ОПП Бурятии. Решением суда их обязывают обеспечить бесперебойное теплоснабжение жителей поселка.

Нашли крайнего

Ситуация на самом деле уникальная. Профсоюзам вменяется содержать объект, на который у тех нет ни одного правоустанавливающего документа. Ни права собственности, ни договора на управление. Таким образом, речь идет о бессрочной, до скончания веков, обузе, поскольку ни продать, ни передать объект невозможно. Нельзя распоряжаться объектом, не имея на это хоть каких-то прав. Зато обслуживать его, оказывается, придется. Это нонсенс.

Кроме того, труба в 200 метров, вмененная профсоюзам, с точки зрения актива — просто кусок железа. С одной стороны, труба заканчивается котельной с хозяином, с другой — частными собственниками жилья. В округе нет ни одного профсоюзного объекта. Из нее даже извлечь доход в пользу профсоюзов будет затруднительно: как в этой ситуации будет считать тариф Республиканская служба по тарифам, совершенно неясно. А без решения службы деньги собирать с населения нельзя. На руках у профсоюзов есть только решение суда с вердиктом "обязаны содержать".

Пока в действиях властей видится попытка найти крайнего. Однако близится отопительный период. Пока нет никакой уверенности, что именно такое поступательное движение навязывания трубы профсоюзам, да еще и с угрозами, есть единственно верное решение.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.