Транспортная эволюция
— Ранее действовал заявительный порядок организации транспортного обслуживания. На маршруты допускались все, без проведения конкурсов. На одном маршруте могли заниматься перевозками три перевозчика. Шла борьба за пассажиров, использовались недобросовестные способы конкуренции — например, битье стекол, — отмечает Иван Баранов, главный специалист отдела автомобильного и железнодорожного транспорта минтранса РБ.
Теперь все без исключения пригородные маршруты, а также межмуниципальные (в общей сложности почти 100) стали предметом конкурсов. Заявки претендентов рассматривает комиссия, в которую входят представители правительства Бурятии, УГИБДД, муниципальных властей. Процедура максимально прозрачная и гласная.
— С победителем конкурса контракт заключается сразу на пять лет, — говорит Иван Баранов. — Срок установлен для того, чтобы наши перевозчики могли планировать замену транспортных средств, имели время для того, чтобы окупить свои затраты, получить прибыль. Пять лет — нормальный срок.
По 13 маршрутам конкурсы уже проведены, а перевозчики-победители заключили соответствующие договоры с министерством транспорта РБ. Среди этих маршрутов такие как: "Улан-Удэ—Онохой, "Улан-Удэ—Николаевский", "Улан-Удэ— Сотниково", "Улан-Удэ—Нижний Саянтуй".
По итогам конкурсов в адрес минтранса РБ звучат претензии в неправомерном изменении сроков проведения конкурса, условий подачи документов и др.
— На сегодняшний момент в Арбитражный суд подано два заявления. По маршруту "Улан-Удэ—Сотниково" в суд обратилось МУП "Городские маршруты" и по маршруту "Улан-Удэ—Нижняя Иволга" — ООО "Ройялтранссервис". Это проигравшие стороны. На их взгляд, были допущены нарушения. В конкурсах всегда бывают недовольные. Но могу сказать, что все проводится строго в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса, без нарушений, и претензии необоснованны, — заявил по поводу судов Иван Баранов.
В то же время, как говорят в минтрансе, даже сам факт того, что фирмы, недовольные результатами конкурса, обратились в суд, — позитивный. Процесс приобретает цивилизованные черты. Пока фактов отмены итогов какого-либо конкурса не было.
Что касается южнокорейских микроавтобусов с откидными сиденьями, вокруг которых время от времени возникают разговоры об их запрете в пассажироперевозках, отметим, что сегодня предприниматели-перевозчики еще могут представлять их на конкурс.
— К сегодняшнему дню нет запрета на использование в регулярных пассажирских перевозках южнокорейских автобусов, не соответствующих ГОСТам. Но правительством республики внесен законопроект об изменениях в закон "О пассажирском транспорте", в котором предусматривается с 1 января 2013 года введение запрета на эксплуатацию на регулярных пассажирских перевозках таких транспортных средств. На февральской сессии предполагается принять его окончательно. У перевозчиков будет время провести постепенную замену используемого транспорта, — говорит Иван Баранов.
Но уже сегодня за микроавтобусы, соответствующие российским стандартам, на конкурсе начисляют больше баллов, чем за не имеющие. У таких перевозчиков больше шансов на победу. Существует и еще один примечательный критерий оценки — владение водителями приемами оказания первой медицинской помощи при ДТП.
— На сегодняшний день практически все водители прошли обучение, — с удовлетворением отмечает наш собеседник.