По грязи в князи

В прошлом году мы уже рассматривали тему езды по бездорожью на легковом автомобиле. Однако есть смысл снова ее поднять, ведь закопать машину в грязи и потом доставать ее оттуда — это одно из любимейших развлечений горожан на отдыхе. Да, и чем труднее проехать до вашего места отдыха, тем чище, эксклюзивнее и красивее будет оно.
A- A+
Подготовка в три этапа

Начинается подготовка к загородной поездке дома — когда вы кладете в багажник сенд-траки. Ну, или то, что может их заменить — например, два рулона сетки рабицы. Профессионалы бездорожья советуют покупать "двадцатку" (ячейка 20 на 20 мм), размером 40х150 см или около того. Это очень громоздко, но идея неплоха. Альтернативой могут быть доски (но попробуй их найди, ведь туристы сжигают на дрова все, что можно оторвать и унести), ветки (этого полно на месте, только не забудьте топор).

Можно приобрести цепи на колеса (главное, снять их перед выездом на дорогу, чтобы не убить покрышки). Но главный ваш помощник — лопата из хорошей стали с легким гладким черенком.

Второй этап. На местности. Прежде всего нужно оценить тот участок, который должна преодолеть ваша машина — или вы считаете, что должна, а машина с вами не согласится, и узнаете вы об этом поздно, когда передний бампер характерно клюнет в песок. Поэтому по незнакомой местности обязательно произведите разведку, пройдитесь ногами и выберите траекторию. Она должна быть как можно более прямой, проходить по тем островкам, которые имеют наибольшее сцепление — трава среди песка, сухие кусочки среди луж. Цель — оценить, пройдет ли машина вообще и как это можно сделать проще.

Если на песчаном участке уже есть чей-то след, двигайтесь по этой колее: песок тут уже уплотнен храбрым предшественником. Но разрытая чьими-то колесами яма на намеченном пути — это гарантия того, что и вы в ней сядете. Поэтому так важно заранее ознакомиться с предстоящим преодолением!

Третий этап — высадка людей (на заднем приводе оставьте заднее сиденье полным). Еще советуют приспустить колеса. Если у вас есть что включить и заблокировать, типа полный привод, хабы, блокировки межосевые и межколесные, сделайте это сейчас, а не в грязи.

Методика преодоления

Вам предстоит не просто езда. Вы должны чувствовать машину, поэтому отключите музыку, включите печку, если участок большой, мотору придется пахать на полную мощь, и помочь ему охлаждаться эффективнее — ваш долг. Сядьте повыше, чтобы видеть дорогу лучше (поднимите подушку сиденья или хотя бы его спинку).

Ехать по мягкому грунту рекомендуется не на первой передаче, а на второй. Первая дает избыток тяги, и на автоматах ошибочно ставить селектор в L или "1". На механике загодя выведите машину на вторую. В пути переключаться опасно: автомобиль, скорее всего, остановится, если потеряет тягу даже на короткий миг. Езжайте вдумчиво, не крутите руль на большой угол и помните, что колеса постоянно готовы забуксовать и обычно уже толкают перед собой валики из почвы, через которые не могут перебраться. Если в такой ситуации увеличить скорость автомобиля, то он тут же закопается ведущими колесами в грунт и сядет на ось. Полноприводная ведет себя немного иначе, но о ней отдельно.

Не нажимайте педаль газа резко или слишком глубоко: малейшая пробуксовка будет той каплей, после которой пробуксовка породит закапывание. Если машина все-таки начала закапываться, немедленно остановитесь, просто отпустив газ. Если вы нажмете тормоз, нос клюнет, и машина зароется еще глубже.

Если это случилось

Первым делом нужно выйти из машины и оценить всю серьезность вашего положения. Посмотрите, насколько глубоко сели колеса и что можно попытаться сделать, для того чтобы машина выехала из колеи. Сразу отбросьте мысли о том, что можно сесть в машину, надавить на газ и, авось, она чудесным образом поедет вперед. Нет, она дернется на несколько сантиметров и закопается окончательно. Если машина закопалась еще не очень сильно, попробуйте аккуратно тронуться назад. Возможно, вам удастся выехать из колеи и потом опять поехать вперед. Есть мнение, что из колеи можно выбраться, если вывернуть руль вбок, но все зависит от высоты стенки колеи. Не советую, ведь в случае неудачи машина закопается в грунт глубже.

Теория. Машина не едет потому, что под колесами рыхлый грунт. Если бы грунт под колесами был твердый, она бы ехала. Значит, для того чтобы машина поехала, нужно сделать грунт под ней твердым. Закидывайте колею ветками, камнями, досками и т.п., в общем, всем тем, что само по себе твердое. Ни в коем случае не заваливайте колею #`c-b.,, поскольку рано или поздно твердый грунт перемешается с рыхлым, и получится, что вы закопали машину сами.

В общем, ваша цель — сделать так, чтобы сопротивление качению всех колес было минимально, а сцепление ведущих колес максимально. Поэтому выкапывать все колеса, не только ведущие! А если провалилось одно колесо, с помощью домкрата его надо вывесить и что-нибудь под него сунуть. Доску, камни, даже запасное колесо.

Если вы подкладываете под колеса что-то, ни при каких обстоятельствах не стойте на возможном пути вылета этих вещей из-под колес, а также ничего не подкладывайте под крутящиеся колеса. Вы ведь не хотите травму?

Если подкладывать под колеса нечего или ваш горебездорожник касается почвы бампером, берите лопату. Ею можно не только выкинуть из-под колес рыхлый грунт, но еще и прокопать канавки, по которым можно будет уехать. Если сил много, можно даже прокопать канавку вперед, но лучше делать это в обратном направлении, так как там-то грунт твердый, раз уж доехали.

Еще один совет. Если у вашего автомобиля механическая коробка передач, можно выехать, раскачав его. Делается очень просто: подаете машину вперед, а как только она уперлась, тут же включаете заднюю и сдаете назад до тех пор, пока машина опять не упрется. Повторяете. В конце концов, машина раскачается до такой степени, что колеса одной из осей перепрыгнут препятствие, и автомобиль радостно поедет дальше сам. На автомате раскачка не проходит, так как при переключении он думает лишние десятые доли секунды, а в экстриме это вечность.

Полный привод

4WD (четыре вэдэ, а правильно four wheel drive, привод на четыре колеса) — это не тип привода, а больше. Вэдовая машина — это стиль жизни и иной образ мышления. И я уже говорила, что наличие полного привода спасает не всегда, а при неправильном обращении любимый "вэдэход" вас зароет как никто другой. И главным образом полноприводники вязнут из-за незнания владельцами схемы работы трансмиссии. Поэтому — маленький ликбез.

4WD бывают разные. И каждый имеет свои особенности. Так, подключаемый "насильственно", то есть самим водителем, не предназначен для постоянной работы. Такой принцип работы обычно у джипов, микроавтобусов и микрогрузовиков. Грубо говоря, включил, проехал грязь или гололед и выключил. В эту же группу попадают те паркетники, у которых есть ручной выбор режимов 2WD, Аuto и Lock, определяющих работу трансмиссии. Более современной и не требующей от водителя усилий стала более распространенная в последние годы схема, при которой "сама" подключается вторая ось при пробуксовке основной ведущей (чаще — задняя добавляется к передней). Машина все время как бы находится в режиме Аuto и "сама решает", включить ли ей вторую пару колес. Если у вас паркетный вседорожник типа Toyota RAV4, Honda CR-V, Subaru Forester (с АКПП), то ваша машина — именно такая. Это самый распространенный вариант.

Нередко ретивый водитель успевает зарыть передок так, что полный привод уже бесполезен. Сама подобная схема работы трансмиссии — не для приключений в стиле off road. И если насиловать такую машину длительной пробуксовкой, то в ней может сломаться вискомуфта, она отвечает за подключение полного привода.

Настоящий полный привод — это постоянный, и именно он позволит вам проехать по пляжу на удивление загорающих, а также застрять там, откуда за помощью идти очень далеко.

С чужой помощью

При любом типе привода старайтесь не потерять голову. Если машина ну очень хорошо села, то лучше попробовать поискать помощь, чем пытаться что-то делать самому. Чем глубже она сядет, тем большее усилие нужно. Если вы сядете на днище на Corolla, вас легко вытащит джип. Если вы засели на джипе, отправляйтесь за трактором, желательно гусеничным. Ну, а если вы на тракторе, то у вас серьезные проблемы. Поэтому Corolla предпочтительнее.

И последний совет. Если есть возможность потренироваться освобождать застрявшую машину, даже чью-то, не упускайте такой шанс, поскольку лучший учитель — это практика. А тот, кому вы оказали помощь, будет вам благодарен и в следующий раз он придет на помощь охотнее, заражая альтруизмом еще одного водителя, и мир, в итоге, станет добрее!

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.