Без прав — не жизнь

В список вещей, которых ужасно боится каждый водитель, входят: совершение дорожно-транспортного происшествия, кража машины, а также лишение права управления ею. Поговорим о последнем пункте, вспомним те пункты Правил, за нарушение которых можно лишиться заветного прямоугольничка с надписью Permis de conduire.
A- A+
Кстати, с французского языка на русский это выражение переводится как "водительские права". Почему французский? Именно этот язык с конца XVIII века считался языком официальных документов. Только во второй половине XX века он стал вытесняться английским. Конвенция дорожного движения от 1969 года, которую СССР тоже подписывал, писалась "на официальном французском".

Максимальный срок лишения прав — три года. В Кодексе об административных правонарушениях фигурируют сроки и покороче. Для удобства разобьем пункты, делающие водителей бесправными, на группы.

Не больше чем полгода

Начнем с самого быстродействующего наказания. На месяц-три (как вариант — штраф в размере 300—500 рублей) можно остаться пешеходом, если не пропустить скорую или иную машину с "цветографическими схемами", включенными мигалкой и сиреной. Мигалка, напомним, должна быть синяя, а не оранжевая. То есть, если не уступить дорогу грузовику дорожной службы, посыпающему своей картечью проезжую часть, то вы ничего не нарушите, а заодно убережете кузов машины от россыпи камешков. На 3—6 месяцев можно лишиться своего Permis de conduire, если не остеречься железной дороги. То есть нельзя пересекать ее вне переезда (с учетом высоты рельсов это сложно представить даже владельцу внедорожника), нельзя въезжать на закрытый переезд, останавливаться или стоять на нем.

Также не cледует игнорировать знаки ограничения скорости. Если на знаке красуется "50", а вы несетесь 111 км/ч, то есть превышаете более чем на 60 км/ч, то прав не будет следующие 4—6 месяцев. Не стоит забывать и про то, что гаишники становятся все более вооруженными, например, ставят камеры там, где их не было, и поджидают нарушителей за поворотом с торчащим вверх жезлом.

Еще одна очень тонкая вещь — лишение прав на 4—6 месяцев: штрафом не отделаться за выезд на встречную полосу в определенных условиях. Обычно водители "горят" на этом пункте при нарушении правил обгона (через сплошную) или при въезде под "кирпич" на дорогу с односторонним движением. Первое — это пример нашей повседневной распущенности, а последнее — обычное дело в незнакомом городе, где, к тому же, много "односторонок" (соседние Иркутск, Шелехов этим вообще сильно грешат!). И, наконец, еще один пункт, который мы иногда нарушаем не от хорошей жизни. Нарушение правил перевозки крупногабаритных или тяжеловесных грузов. За него дают от 2 до 6 месяцев лишения, за перевозку опасных грузов ненадлежащим образом — от 4 до 6. Ну, или штраф. Много денег (5000 руб.) или лишение на 1—3 месяца — это расплата за езду без номеров. Это если номера у вас уже отобрали, а не "прокисли" транзиты.

Красноглазая фальшивка

Установленные на автомобиль красные огни или другие "нарушения цветового соответствия световых приборов" приведут к такому же наказанию. Ну, и плюс еще конфискация этих самых неправильных приборов.

Гораздо серьезнее наказание за другую подделку. Имеются в виду незаконно установленные спецсигналы (типа крякалки и мигалки), раскраска под милицию, ДПС, скорую и т.д. — бесправным остается водитель такого транспортного средства на год-полтора. Если же он крякал и мигал во время движения, ему добавят еще полгода.

Не пей и не бей

Про пьянку за рулем не слышал только глухой, а всегда ездит идеально трезвым, наверное, лишь один водитель из тысячи. Не только управлять ТС выпивши, но и передавать управление заведомо нетрезвому лицу, отказываться от прохождения медицинского освидетельствования — карается только лишением Permis de conduire. Срок — от полутора до двух лет. Повторное нарушение одной из этих статей даст лишение на максимальный срок в три года. Если попасть в дорожно-транспортное происшествие, от чего не застрахован ни один из нас, причинить тем самым легкий вред здоровью потерпевших, лишиться прав можно на срок от года до полутора. Если вред средней тяжести — то от полутора до двух. Однако возможно отделаться штрафом (не считая возмещения вреда). Размер штрафа — тысяча-полторы рублей в первом случае, и 2000—2500 — во втором.

И, наконец, оставление места аварии, которое чревато бесправным существованием в течение года-полутора либо арестом до 15 суток.

Комментирует автоюрист Аюр Цыбиков:

— Как практик, для себя "придумал" свою классификацию нарушений, влекущих лишение прав. Я поделил их по частоте обращений водителей. Первая группа — "пьяные" водители и водители, отказавшиеся от освидетельствования, что, в общем-то, одно и то же. Вторая группа — водители, выехавшие на встречку. Третья группа — водители, лишившиеся прав по другим причинам.

Самое жесткое отношение — к первой группе, пьяным водителям и водителям-отказникам. Это отношение правильное, но иногда приводит к перегибам.

Несправедливость я вижу в том, что одинаковое наказание ждет и водителя, выпившего днем ранее (с остаточным запахом), и водителя, который выпил бутылку водки и сел за руль. Таков закон, и эта несправедливость не воспитывает водителя, а поощряет отрицательное отношение к закону. Обычно водителей мучает не факт управления автомобилем в пьяном виде, а факт того, что попался.

То же касается и отказа от освидетельствования. К сожалению, для водителя выгоднее отказаться, чем пройти освидетельствование. Наказание одинаково. Но повторное управление в состоянии опьянения влечет три года лишения прав, а отказ — всегда по полтора. Как говорится, почувствуйте разницу.

Водителей, выехавших на встречку, тоже не жалко. Это действительно опасный маневр. Но свои смущающие обстоятельства тоже есть. Во-первых, ситуация с дорогами. Есть очень длинные участки со сплошной полосой, где имеется только одна полоса движения в каждую сторону. И частенько видишь картину, как за медленно поднимающейся фурой тянется целый караван более легких автомобилей. Такую картину можно наблюдать не только в районах, но и в городе, например, по дороге в Загорск. Во-вторых, противоречивая практика ГИБДД. Как известно, выезд на встречку, связанный с поворотом налево или разворотом, наказывается по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ и влечет штраф от 1000 до 1500 руб. Но почему-то очень часто сотрудники ГИБДД, невзирая на поворот налево и разворот, составляют протокол по части 4 этой же статьи, которая безальтернативно влечет лишение прав.

Частенько ловят водителей на железнодорожных переездах. Замечали, что между открытием шлагбаума и переключением железнодорожного светофора на разрешающий проходит промежуток времени. Между тем водители уверенно начинают двигаться, как только шлагбаум начинает открываться, а если этого не сделать, начинают сигналить позади стоящие автомобили.

Кстати о светофорах. Не далее как в прошлом году наказали водителя за проезд на запрещающий сигнал светофора. При этом водитель просто-напросто переехал стоп-линию и остановился непосредственно перед пересечением. Водитель и в районном, и в нашем Верховном суде доказывал, что перекресток не проезжал. Но не смог доказать. Пересек стоп-линию - значит, проехал. Потому будьте внимательны.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.