Москва огорчает заключенных Бурятии

В республике нарастает вал обращений заключенных к президенту России о помиловании. Но за последние годы ни одно из прошений не было удовлетворено.
A- A+
Наговицын добрее Медведева

В нашей почти миллионной республике расположено восемь учреждений УФСИН. Это немало. Есть строгого режима, общего, работают колонии-поселения. Начиная с ИК-1 в Гусиноозерске и заканчивая следственным изолятором и воспитательной колонией для несовершеннолетних в Улан-Удэ. В них всегда найдутся заключенные, больше других грезящие о золотой свободе. На помилование пишут примерно одинаково. Не бывает, чтобы из одной колонии идет одно ходатайство на сто заключенных, а из другой десять.

С февраля 2002 года (когда первичную "обработку" ходатайств осужденных передали регионам) по июнь 2007 года (при прошлом президенте Бурятии) региональной Комиссией по вопросам помилования было рассмотрено 134 заявления.

После прихода к власти президента Наговицына уже рассмотрено 191 ходатайство. Два года с лихвой перекрыли предшествующие пять с половиной. Заметим, число рассмотренных ходатайств всегда равняется числу поступивших. Комиссия не вправе отказать осужденному в приеме и рассмотрении его обращения.

В судьбе осужденных глава региона играет важную роль. Его Представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного является документом, обязательным для рассмотрения ходатайства в Москве.

С начала своих президентских полномочий Вячеслав Наговицын дал положительное Представление по обращениям 49 осужденных. По остальным 141 президент предоставил отрицательный отзыв. При этом всегда указывая основания своего решения. Причины бывают разные. Например, заключенный нарушал порядок в колонии или ранее подпадал под такие гуманные формы, как амнистия, условно-досрочное освобождение.

Мнение регионального лидера имеет большое значение при рассмотрении ходатайства в Москве. Считается, что осужденный, чье ходатайство о помиловании не поддержано главой региона, практически не имеет шансов быть помилованным президентом России. Хотя в Москве, конечно, может произойти разное...

Между прочим, готовя материалы, в Комиссии собирают о заключенном массу документов. Интересно, что среди них есть даже отзыв, который дают органы местного самоуправления того места, где человек проживал до осуждения. Так что не ссорьтесь с главой поселения! Глядишь, в трудную минуту пригодится его доброе слово.

На первый взгляд, доля положительных заключений, данных президентом Бурятии по ходатайствам осужденных, может показаться маленькой. Однако если сравнить с решениями, которые выносятся в Москве, глава республики смотрится как-то "по-доброму".

Приведем такой факт. По статистике, которую ведут в Комиссии по вопросам помилования на территории Бурятии, в прошлом году ходатайства о помиловании на имя президента России подал 91 человек. Рассмотрев обращения, Москва отвергла все.

Для заключенных Бурятии свершившийся акт помилования является крайне редкой удачей. В президентство Вячеслава Наговицына помилование пока не получил ни один осужденный. Даже из тех, чье ходатайство тот поддержал. Никто не знает, почему президент России принимает такие решения. Отказ в Бурятию приходит без объяснения причин.

Последние реально помилованные заключенные в Бурятии были около шести-семи лет назад. При Леониде Потапове вышли на свободу трое осужденных, кандидатуры которых он поддержал.

За преступников просят жертвы и матери

"Среди тех, кто обращается за помилованием, много граждан, осужденных по "тяжелым" статьям, предусматривающим большие сроки наказания, — говорит председатель Комиссии Фаина Ботоева. — Заключенные, которые отбывают небольшие сроки наказания за нетяжкие преступления, чаще всего не пишут ходатайства о помиловании. Считается, что государство может помиловать человека только один раз в жизни. Официального, юридического запрета на применение акта помилования несколько раз к одному и тому же гражданину нет, но сложившаяся практика именно такова".

Поэтому осужденный на небольшой срок старается выйти на УДО. Ведь ходатайство о помиловании может рассматриваться в Москве очень долго. Для президента России тут ограничений по времени не установлено.

Как отмечает Фаина Ботоева, о помиловании просят осужденные всех возрастов, начиная от несовершеннолетних из воспитательной колонии. За последние несколько лет самым пожилым просителем был 69-летний старик. Самому молодому было 16 лет. Костяк же ходатайствующих составляют зрелые, "тертые" жизнью люди. Несовершеннолетние составляют примерно процентов 15.

За каждым обращением стоит своя история. Некоторых заключенных поддерживают даже родственники пострадавшего. Так, например, был случай, когда женщина поддержала ходатайство о помиловании, написанное мужчиной, убившим ее мужа. Женщина заявила, что убийца — человек работящий, скромный. В тот роковой день все были выпивши. Муж женщины спровоцировал конфликт, в ходе которого был убит.

Вдова не сильно жалеет о постигшей ее утрате. "Пока был жив, он меня гонял, бил", — рассказала она. Осужденный во многом стал жертвой сложившихся обстоятельств. Жительница республики не в обиде на преступника, после смерти мужа вздохнула с облегчением.

В другом случае потерпевшая категорически не согласилась поддержать ходатайство человека, убившего ее брата. Преступник неизвестно за что сильно избил его. Через пять дней изувеченный пострадавший умер в больнице. Тут прощения нет.

Когда говорят о помиловании, мнение потерпевших спрашивают всегда, пусть даже никто не умер, а была просто кража. Разные бывают судьбы. И люди тоже разные. Многие пишут ходатайство под уговорами родственников.

В республике, бывает, ходатайство о помиловании пишут матери заключенных. Но по Указу Президента РФ материнские прошения подшиваются к делу, в поддержку, только тогда, когда осужденные напишут ходатайство о помиловании лично.

"В прошлом году за помилованием обратились 27 человек, осужденных за кражи, в том числе уже ранее судимые за кражи, 13 — за убийство, 1 — за убийство, совершенное в состоянии аффекта, 1 — за покушение на убийство. Есть осужденные за разбой, изнасилование, грабеж, побои, мошенничество, незаконное приобретение, хранение и перевозку наркотиков, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, угрозу убийством, нарушение Правил дорожного движения... Практически весь Уголовный кодекс", — говорит Фаина Ботоева.

Большинство ходатайствующих — жители Бурятии. Но было, к примеру, ходатайство от жителя Ханты-Мансийска, волею судьбы определенного "сидеть" здесь.

Членами Комиссии являются не только чиновники, но и преподаватели, люди из общественных организаций. Они утверждены президентом Наговицыным. Так, много лет в ее составе работает народный писатель Бурятии Владимир Митыпов.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.