Местным вузам не хватает большого бизнеса

Для обеспечения вузов в 2007 году был принят закон об эндаументе — фонде целевого капитала, этот фонд вуз может формировать за счет благотворительных взносов. Однако в российских вузах новый механизм приживается с трудом. В Бурятии он и вовсе не используется.
A- A+
Официально закон звучит так: "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". Эндаумент — это целевой капитал некоммерческой организации, который вкладывается в акции или ценные бумаги так, чтобы организация получала ежегодные проценты. Задача капитала — обеспечить финансирование организации.

Вся прелесть, что не облагаются налогами ни средства, предоставляемые в капитал при сборе, ни доход с них, ни дальнейший расход. На подобные, не облагаемые налогами, доходы в западных странах живут университеты, больницы, театры.

Закон, известный как закон об эндаументе, российские эксперты называют одним из самых значимых событий в жизни российского некоммерческого сектора. Закон может быть использован российскими вузами, так как в данном случае они могут создавать НКО (некоммерческие организации) и привлекать дополнительные финансовые средства.

Однако применение закон нашел только в центральных вузах и в наиболее крупных региональных. В Бурятии же в ходе нашего опроса вузы услышали о подобном законе в первый раз.

"Для того чтобы этот закон заработал, надо создавать при себе НКО, а мы об этом вообще не думали", прокомментировали нововведение юристы ВСГАКИ. В остальных вузах ситуация аналогичная.

"Если бы это был успешный закон, то о нем все узнали бы сразу, — логично прокомментировал ситуацию Доржо Дамдинов, начальник планово-финансового отдела ВСГТУ. — Его применение у нас в Бурятии невозможно. Сам вуз не может создавать целевой капитал. Нужна НКО. А для того чтобы создать НКО при вузе, нужно потратиться. Например, для ведения отчетности по целевому капиталу нужно открыть ставку бухгалтера. Один бухгалтер обойдется в 250 тысяч рублей в год. И это без учета содержания аппарата НКО, аренды помещения, оплаты света, газа...".

Фонд целевого капитала должен составлять не менее 3 млн рублей в год. При таком раскладе процент от оборота средств будет составлять не более 300 тыс. рублей в год.

"Ну, почему использовать закон невыгодно?! — продолжает Доржо Дамдинов. — Выгодно. Но какая компания согласится отдать такие суммы местному вузу? Например, в Тюмени такой закон работать может, потому что местные вузы прикреплены к нефтяным компаниям, которые могут их финансировать. А у нас таких компаний просто нет. Если бы существовали какие-то значимые бонусы для фирм-благотворителей, хорошее налоговое подспорье, тогда еще можно было бы говорить о законе. Но ведь таких бонусов нет".

Однако есть и те, кто считает закон об эндаументе полезным механизмом. Андрей Сукнев, основатель НКО "Большая Байкальская тропа" (ББТ), в настоящее время прорабатывает применение этого механизма:

"Закон об эндаументе — это чисто средство PR. Коммерческим фирмам и правительству выгодно использовать этот механизм, потому что тот информационный ореол, который создается за счет такой благотворительной деятельности, положительно сказывается на имидже компании. Тут главное, насколько важны вуз или НКО, чтобы вкладывать в них".

Распространение закона об эндаументе тормозится также и тем, что в стране экономический кризис. Но главная причина в том, что, с точки зрения законодательства и в плане практики, мы в самом начале пути. В России закон об эндаументе был принят лишь два с половиной года назад, а за рубежом история фондов целевого капитала насчитывает десятки и сотни лет.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.