Учимся защищать свои права

"Номер один" открывает новую рубрику "Потребитель", в которой мы будем рассказывать о том, как правильно защитить свои права, столкнувшись с недобросовестными продавцами, производителями, жилищными организациями, коммерческими компаниями. Практика показывает, что потребитель, столкнувшись с нарушением своих прав, совершенно не знает, как правильно действовать в таких случаях.
A- A+
Правовой ликбез поможет нам проводить известная общественная организация "Общество защиты прав потребителей Республики Бурятия".

Просьбу покупателя не услышали

В основе каждого материала, предоставленного нам общественной организацией, лежит реальная ситуация с реальными людьми. Заместитель председателя ОО "Общество защиты прав потребителей РБ" Аграфена Грудинина на конкретных примерах поможет разобраться, как поступать потребителям в той или иной ситуации.

Покупка сапог в отделе "Обувь Сити" ТД "Столичный" (ИП А.В. Комаров) обернулась для улан-удэнки Юлии Зиминой (имя и фамилия девушки изменены по её просьбе) 10-месячными судебными тяжбами. Цена демисезонных сапог заоблачная - 6365 рублей, да вот с качеством вышла неувязочка. Не прошло и месяца, как начал расходиться шов на носке одного из сапог. Просьба девушки о том, чтобы заменить сапоги на новые, надлежащего качества, услышана не была. Взамен Юлии предложили лишь отремонтировать порванную обувь.

Пришлось обращаться в суд. В суде ответчик - представитель ИП А.В. Комаров предоставил экспертизу, согласно которой дефект обуви, якобы, произошёл по вине самой покупательницы. Мировой суд встал на сторону продавца. Однако ОО "Общество защиты прав потребителей РБ" подало апелляционную жалобу на решение мирового судьи. В конце концов, исковые требования Юлии всё-таки были удовлетворены. Девушке возместили не только всю сумму, потраченную на покупку обуви, но и компенсацию за моральный вред и неустойку. Кроме того, суд постановил взыскать с предпринимателя штраф в размере четырёх тысяч рублей. Таким образом, продавец за нарушение прав потребителя наказан двукратной выплатой стоимости товара.

Аграфена Грудинина замечает: на месте Юлии Зиминой может оказаться каждый из нас, поэтому в таких случаях нужно уметь правильно отстаивать свои права.

Как действовать, если товар с недостатками

Так что же делать покупателям при обнаружении недостатков в купленной обуви? Разъясняет Аграфена Грудинина:

— При обнаружении недостатков купленной обуви в период гарантийного срока покупателю нужно обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в 2-х экземплярах. Если у продавца имеются специальные бланки претензий (заявлений), то надо заполнить их, оставив у себя экземпляр с указанием даты, фамилии продавца и его подписью. В заявлении указать недостаток и вид требования, выбор которого принадлежит покупателю.

При этом утеря кассового чека не может являться основанием для отказа в приёме претензии и удовлетворении требований покупателя. Для этого достаточно сослаться на свидетелей.

Продавец, приняв обувь, обязан произвести ее проверку. В случае если покупатель желает принять участие в ней, об этом ему надо указать в заявлении. Если покупатель не согласен с результатами проверки, продавец обязан провести экспертизу, в которой покупатель может принять участие, о чём письменно известить продавца. В случае несогласия покупателя с результатами экспертизы он вправе оспорить её, обратившись в суд, где по его определению будет проведена экспертиза в государственном экспертном учреждении.

К сожалению, как показывает практика, продавцы проводят экспертизы у экспертов, проводящих сертификацию обуви, что свидетельствует об их заинтересованности в исходе экспертизы. Поэтому желательно в заявлении на имя продавца требовать проведения экспертизы в независимых экспертных учреждениях, какими являются: Государственное учреждение Забайкальская лаборатория судебной экспертизы по ул. Димитрова, 4а; ОО "Общество защиты прав потребителей РБ" по ул. Коммунистической, 47а, офис 416, РОО "Бурятская ассоциация потребителей" по ул. Бабушкина, 22 и другие.

Если продавец в период гарантийного срока на товар отказывает в его принятии и проведении экспертизы, желательно направить претензию на имя продавца заказным письмом с уведомлением. По истечении 10-дневного срока с момента получения продавцом претензии покупатель может провести экспертизу самостоятельно. В любом случае надо получить ответ на претензию либо дождаться, когда истечёт 10-дневный срок со дня получения им письма с претензией. Данный совет даётся во избежание отказа продавца от оплаты за проведение экспертизы. Если покупатель не смог доказать факт своего обращения к продавцу, а слова, как известно, не могут служить доказательством, оплата за проведение экспертизы может быть не возмещена.

Также покупатель вправе предъявить продавцу претензии по недостаткам обуви по истечении гарантийного срока (но в пределах двух лет), если докажет, что недостатки имеют производственный характер. Для чего достаточно письменно известить продавца о проведении экспертизы. Затем с заключением эксперта о том, что недостаток имеет производственный характер, обратиться к продавцу. В случае если продавец откажет в удовлетворении требования, выбранного покупателем (требование об устранении недостатков товара, его замене или возврате его стоимости), можно обратиться для защиты своих прав в Управление Роспотребнадзора по РБ, где окажут безвозмездную помощь по составлению искового заявления и судебной защите, либо в общественные организации, которые занимаются защитой прав потребителей.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.