Культурная революция

С приходом нового художественного руководителя Бурятский театр оперы и балета приковал к себе внимание всех СМИ и зрителей республики. Театр готовит новые проекты — один масштабнее другого.
A- A+
Театр начинается с открыток

Я уже наверное минут пять сижу в кабинете нового художественного руководителя, а вопросы, с которыми к нему идут, не иссякают. "Но одно такое приглашение стоит 40 рублей. Мы же разоримся на них!" - коммерческий директор предлагает сделать пригласительные билеты на другой бумаге с меньшими затратами. "Договоритесь о скидках! Сделайте что-нибудь, но приглашение — это важная часть деятельности театра. Оно должно быть качественно сделано", — Антон Лубченко точно знает, чего хочет.

Глядя на стиль его работы, трудно поверить, что новому художественному руководителю всего лишь 25 лет. Его жесты размашисты. Речь быстрая. Решения он принимает практически сразу. Такое впечатление, будто он все время находится в состоянии бурной деятельности.

"Реформы же — не значит убийства, — говорит Антон Лубченко. — Я планирую их проводить для пользы театра, его сотрудников. К примеру, позавчера состоялась аттестация артистов, которая им дала право повысить свой разряд. В итоге, в оркестре теперь нет артистов ниже 13 разряда. Это, в свою очередь, скажется на их зарплате".

Все заинтересованы в переменах

Как признается маэстро, с коллективом ему работается очень хорошо: "Коллектив заинтересован в переменах. Сотрудники очень ответственно относятся к своей работе, к своим обязанностям и даже не обязанностям. Если я оставляю их на час репетировать или провожу репетиции позже, то никто не жалуется и не говорит, что рабочий день закончился, мы пошли. С большинством коллектива у меня сложились теплые рабочие отношения".

В кабинете худрука работа просто кипит. Впрочем, как и во всем театре. Скоро Оперный представит несколько крупных проектов. Среди них — первый Международный музыкальный фестиваль "Времена года", который состоится 25 и 27 октября. Девятая симфония Шостаковича, фрагменты из музыки к фильму "Падение Берлина", месса Антона Брукнера Te Deum:Очень сложная программа, которая составит честь любому солидному оркестру.

Маэстро Лубченко ведет репетицию. Оркестр исполняет Шостаковича. Артисты сосредоточенны и молчаливы.

"Спасибо, спасибо, — художественный руководитель прерывает игру. — Здесь вы начинаете играть слишком быстро. Еще раз сыграем букву А".

Откуда деньги?

Специально для того, чтобы позаниматься с группой деревянных духовых инструментов оркестра театра оперы и балета, приехал солист оркестра Мариинского театра Сергей Христофис (кларнет). А ученик Юрия Башмета Владимир Ткаченко даст мастер-класс оркестру.

Закуплены новые инструменты, которые соответствуют мировым стандартам, что позволит оркестру быстрее добиться лучших результатов.

— Приезд звезд оперы и балета, новые инструменты — на какие средства стало возможным все это? — возникает резонный вопрос.

— На средства бюджета. Федеральный бюджет, собственный бюджет театра. Плюс мы сейчас активно работаем со спонсорами, представителями бизнеса, — говорит Лубченко. — Я не согласен с обвинениями в адрес руководства страны в том, что на культуру денег не дают. Я считаю, что государство должно выдавать пенсии старикам, поддерживать молодые семьи и защищать мир в стране. А с культурой мы сами разберемся. Наш бюджет сейчас увеличивается по сравнению с тем, каким он был. Я уверен, чтобы получить прибыль с продукции, надо сперва что-то вложить. Этим вложением станут два-три спектакля, которые мы запланировали. Они будут высшего качества. Будут интересны не только бурятскому, но и заграничному зрителю.

"Мы начинаем жить полной жизнью"

26 октября в измененном виде будет представлено "Лебединое озеро".

"Изменения в спектакле происходят, и они будут видны, — говорит Антон Лубченко. — Я, как художественный руководитель театра, за то, чтобы все классические балетные спектакли были более близки к оригиналу и тем стандартам, по которым их принято ставить. И специально для этого я пригласил Елену Чернышеву, специалиста из Венской оперы. Она также является балетным консультантом маэстро Валерия Гергиева. Со временем мы будем возобновлять ту постановку, которая идет в Мариинском театре. Прежняя постановка была классической, но с ужасными изменениями. Это такой дурацкий советский вкус! Режиссер взял что-то из Григоровича, что-то из Льва Иванова, добавил свое и получилось непонятно что".

Фишка нынешнего "Лебединого озера" — возвращение Лии Балдановой, последней ученицы Ларисы Сахьяновой,в партиях Одетты-Одиллии. В танцевальном зале артисты балета репетируют адажио второго акта.

"Мы как работали в режиме нон-стоп, так и работаем, —делится впечатлениями от нового худрука Баярма Цыбикова, артистка балета. — Коллектив находится в ожидании чего-то грандиозного. Ожидается открытие театра. И мы, наконец, начинаем жить полной театральной жизнью".

Сейчас коллектив театра может работать более слаженно, например, репетировать вместе с оркестром. Раньше из-за разных репетиционных баз, театральных площадок, на которых приходилось работать, сделать это было нельзя. Приезд Елены Чернышевой артисты считают знаковым событием: "Это выпускница Академии русского балета. Пообщаться с ней — уже опыт".

Сам же Лубченко впервые "Лебединое озеро" увидел в возрасте пяти лет. Это был Харьковский академический театр оперы и балета. Тогда еще будущий маэстро был впечатлен музыкой Чайковского и не понимал, что все эти люди делают на сцене. С Чайковского и началась любовь Антона Лубченко к классической музыке.

Еще один крупный проект, который маэстро хочет осуществить в театре, — это спектакль "Щелкунчик": "Это один из самых популярных и всеми любимый спектакль. Один из китов, на которых держится балетное искусство. У нас есть договоренность с Григоровичем на эту постановку. Его приезд ожидается в марте".

"Ему непросто сейчас"

Из кабинета Даримы Линховоин доносится пение. Пианист, концертмейстер, педагог работает с Ольгой Жигмитовой. Новый художественный руководитель был просто в восторге, когда увидел Дариму Лхасарановну. "Я был удивлен, что такой серьезный музыкант, талантливый педагог, которая воспитала многих прекрасных вокалистов, все это время занимала должность всего лишь ведущего концертмейстера театра, — говорил тогда Антон Лубченко. — Несколько дней назад я дал приказ назначить Дариму Лхасарановну директором оперно-режиссерского управления. Считаю это назначение своевременным и уместным. Опыт таких людей нельзя держать в шкафу, он должен работать на театр".

К новой должности Дарима Линховоин относится спокойно: "Мне объяснили мои обязанности, но этим я и так занимаюсь всю жизнь. Просто сейчас моей деятельности дали соответствующее название".

Как считает Дарима Лхасарановна, Антон Лубченко — человек, который знает, в каком направлении должен двигаться театр. С его приходом в Оперном подул ветер перемен. Слабое звено театра — оркестр. Если сравнить, как он играет сейчас и как играл раньше, — это большая разница. Сами артисты это с удивлением замечают.

"Лубченко дает такую энергию артистам, которую могут давать только родители, — говорит Дарима Линховоин. - Когда он пришел, он не стал выслушивать наше видение, наши проблемы. Он сразу стал внедрять ту модель театра, которую он хотел бы видеть здесь. И в ходе этой работы стали выявляться болезненные, слабые участки в театре. И ему непросто сейчас. Когда приходит по-настоящему творческий человек, всегда будут противоречивые мнения о нем. Но люди, которые хотят работать, они только за новшества, которые происходят сейчас в театре".

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.