Нарушения в торговле

В рубрике "Потребитель" мы рассказываем о том, как правильно защитить свои права, столкнувшись с недобросовестными продавцами, производителями, жилищными организациями, коммерческими компаниями. Практика показывает, что потребитель, столкнувшись с нарушением своих прав, совершенно не знает, как правильно действовать в таких случаях. Правовой ликбез помогает проводить общественная организация "Общество защиты прав потребителей Республики Бурятии" и юрист Аграфена Грудинина.
A- A+
В осенне-зимний сезон жалобы на некачественную обувь — наиболее распространенные. И конечно, здесь "лидируют" женские сапоги. Количество таких жалоб и обращений в "Общество защиты прав потребителей РБ" в этом году бьет все рекорды.

Так, улан-удэнки Светлана Прокопьева и Людмила Федорова обратились к юристам с аналогичными вопросами.

Светлана купила своей дочери в торговом центре "Столичный" женские демисезонные сапоги из искусственной замши черного цвета стоимостью 1500 рублей, на которых через три недели носки начала осыпаться краска. Но к этому времени покупательница уже потеряла кассовый чек и гарантийный талон, не сохранила и упаковку. При обращении в торговый центр с просьбой о возврате стоимости сапог продавец не приняла их по той причине, что они были проданы после сезонной распродажи со скидкой 20%, о чем якобы было указано в гарантийном талоне.

Людмила купила в торговом центре "Сагаан морин" демисезонные сапоги, на которых не было ценника. Продавец пояснила лишь, что стоят они 2000 рублей, а со скидкой — 1800 рублей. Через три дня носки Людмила обнаружила, что у сапог стала отклеиваться подошва. Когда она обратилась к продавцу с требованием о замене обуви, он отказался принять ее. Ситуация осложнялась тем, что при продаже покупательнице не был выдан кассовый чек. Интересно, что когда продавец смотрела записи в тетради, то она увидела, что напротив сапог, купленных Людмилой, указана стоимость — 1500 рублей. На просьбу пригласить владельца бутика и сообщить его фамилию женщина получила отказ.

На вопрос, правомерны ли действия продавцов и как нужно поступать в такой ситуации, отвечает юрист Аграфена Грудинина:

— Действия продавцов в обоих случаях неправомерные и свидетельствуют о нарушении продавцами требований Закона РФ "О защите прав потребителей" и Правил торговли, которые являются для них обязательными. Отсутствие кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требования потребителя.

Статьи 9 и 10 Закона, Правила торговли обязывают продавца доводить до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация, которая в обязательном порядке должна содержать цену в рублях, гарантийный срок, если он установлен.

Договор купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Нарушение указанных требований влечет ответственность, предусмотренную Кодексом РФ об административных правонарушениях. Для примера привожу статью 14.5 КоАП РФ, по которой за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин предусмотрено наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — от 3 до 4 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 30 до 40тысяч рублей.

Кроме того, статья 18 Закона предусматривает право потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков обратиться к продавцу и по своему выбору:

— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) либо на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

— потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

В случае обнаружения вышеуказанных нарушений потребители могут обращаться с жалобами в Управление Роспотребнадзора по РБ, находящееся по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 45, которое наделено полномочиями по проведению проверок по обращениям граждан и привлечению нарушителей к административной ответственности.

В случае со Светланой Прокопьевой ситуация уже разрешилась в пользу потребителя. Вместе с юристом общественной организации удалось добиться того, чтобы вся сумма, уплаченная за некачественную обувь, была возвращена:

— Мы вместе посетили отдел обуви ТД "Столичный" (ИП Петерфельд) на 3-м этаже. Продавец продолжала настаивать на том, что проданная после сезонной распродажи обувь со скидкой не принимается. Пришлось пояснить продавцу, что ее доводы необоснованны, напомнить об обязанности принять сапоги или дать письменный отказ, после которого потребитель самостоятельно проведет экспертизу и обратится в суд. В результате через 5 дней покупательнице выплатили деньги. По закону продавцы не вправе отказывать в приеме товара ненадлежащего качества, даже купленного после сезонной распродажи с их уценкой, — поясняет Аграфена Грудинина.

Р.S. По всем вопросам, связанным с нарушением прав потребителей, можно обращаться к заместителю председателя "Общества защиты прав потребителей РБ" юристу Аграфене Грудининой по телефону: 8 983 42 08 760.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.