Иволгинский дорожный аттракцион

Предновогодняя драка между двумя славными представителями иволгинского народа изрядно развлекла всю заинтересованную публику. Для главы района Александра Цыденова все получилось очень линейно. Стукнул в лоб — получил известность на всю страну. Можно даже посочувствовать. Однако в вышеупомянутом сельском районе есть дела менее однозначные. Речь идет о настоящей мистификации — ремонте муниципальных дорог. Это когда ремонт есть, но его как бы нет.
A- A+
Лот — "дорога на ферму"

Вообще, желание иволгинской администрации отремонтировать дороги, безусловно, похвально. Более того, местные чиновники решили это сделать мужественно — из муниципального бюджета, без помощи республики и уж тем более федеральной власти. Сей подвиг они зафиксировали через открытый аукцион по определению подрядчика на выполнение работ по ремонту дорог.

Геройский труд, он, конечно, облагораживает, но иволгинские власти поступили совсем изыскано, поэтому сразу заслужили подозрение. Аукцион на ремонт дороги они объявили не иначе как поздней осенью, когда уж снег в сугробах лежал — 14 ноября 2008 года.

Ну, можно было бы сказать, что аукцион — дело техническое, и победитель, возможно, собрался работать следующим летом в благоприятных погодных условиях. Ничего подобного. Иволгинская администрация намеревалась преодолевать трудности по полной программе и уже изначально забила в форму муниципального контракта исполнение — 31 декабря того же 2008 года.

То есть в условиях суровой зимы Иволгинский район решил показать всей Бурятии пример эффективного использования средств по ремонту дорог. Заинтересованные лица с вниманием стали ожидать невиданного аттракциона. Поскольку по тем же условиям аукциона объем работы был не менее загадочен.

В аукционной документации написано, что разыгрывалось 4 лота. Первый лот — ремонт дороги Оронгой—Кибалино, второй — Оронгой—Ганзурино, третий — Гурульба (ул. Мира)—переулок Пионерский, четвертый — Гурульба (ул. Заречная)—дорога на ферму. И все на этом. Во всем пакете документации, более того, в форме контракта, ни одним словом не упоминается, ни сколько километров предстоит отработать будущему подрядчику, ни, собственно, что предстоит сделать. Ни слоев асфальта или грунта, ни разметок, ни водоотведения, ни дорожных знаков или хотя бы кюветов. Вообще, ни слова про суть работ. Обозначений как таковых нет — есть направления. Например, скромное в 4-м лоте — "дорога на ферму". Для ориентира можно хотя бы было дать пояснение. Условно — "путь на ферму, в сторону северо-запада, до трех деревьев на развилке". Было бы куда красивее.

Пытливые умы проехали по направлениям, указанным в лотах, с засечкой на спидометре. Получилось — ремонтных работ километров на семьдесят, сроком на месяц. За такие невиданные темпы в столь суровых условиях труда, оптом за четыре лота, иволгинская администрация решила заплатить чуть более 3 миллионов рублей. Не бог весть какие деньги, поэтому аттракцион решили смотреть далее, не останавливать. Это же прецедент: как по снегу, по вьюге пойдет по иволгинским дорогам техника с людьми, успевать к Новому году сдавать объекты!

Речь пока шла только об условиях аукциона, но ведь его кому-то надо было выиграть.

Трудовой подвиг

Понятно, что на такие каторжные условия аукциона желающих и не должно быть много. Тем не менее, смельчаки нашлись, правда, в единственном лице — ОАО "Сибстроймеханизация". Иволгинскому району вообще повезло — фирма оказалась неподалеку. Зарегистрирована в поселке Сокол.

Смельчаков-ремонтников к аукциону допустили. Затем мероприятие в рамках закона, учитывая единственную заявку, отменили, а контракт отдали трудоголикам-экстремалам — "Сибстроймеханизации". Все четыре лота — все дороги одновременно — должна была за несколько недель отработать одна и та же фирма. 20 ноября было подписано четыре контракта.

В это трудно поверить, но в канун нового 2009 года трудовой подвиг был совершен. Как по волшебству, в один и тот же день — 19 декабря 2008 года — на свет появляются "Справки о стоимости выполнения работ и затрат", по форме, известной как КС-3. Там черным по белому написано, что за отчетные периоды, с 01.12.08 г. по 19.12.08 г., произведены работы по всем четырем лотам. На суммы соответственно — 500,5 тысячи, 1,01 млн, 997 тысяч, 499 тысяч рублей. Всего — те же 3 миллиона рублей. Таким образом, "Сибстроймеханизация" бодро отрапортовала Иволгинскому району, равно как и остальному мировому сообществу: мы сделали весь объем работ. За 19 дней. Вышли всем коллективом и дружно отработали по всем указанным дорогам. Все 70 километров, зимой, "не щадя живота своего".

Администрация Иволгинского района, одухотворенная присутствием такого надежного подрядчика, подписывает со спокойствием все справки КС-3. Ровно так же муниципальные чиновники ставят печати и подписи в "Актах о приемке выполненных работ". Это является основанием для перечисления денег из казны Иволгинского района на счета "Сибстроймеханизации". Стороны расходятся в предвкушении новогодних праздников, довольные друг другом.

"Сдается мне, это была комедия"

Однако не все так просто. Спустя 9 месяцев, в сентябре 2009 года, проводится экспертиза сделанного. Эксперты, грубо говоря, поехали изучать невиданный доселе в Бурятии опыт — как можно зимой, за несколько недель отремонтировать столько километража, да еще без претензий со стороны заказчика? Раз пошло такое дело, то, может, ноу-хау достойно применения в других районах республики. Ведь смогли же люди, не хвастаясь, тихо совершить невероятное. Может, технологии новые выдумали и молчат.

Их постигло легкое разочарование. Для начала эксперты столкнулись реально с новым подходом к ремонту дорог в принципе. На дорожные труды в несколько миллионов рублей напрочь отсутствовала проектная документация. Вообще не обнаружено никаких технических бумаг по данным видам работ в тот период. Эксперты с ГУ "Бурятрегионавтодор" были вынуждены констатировать в большинстве случаев: "В связи с отсутствием проекта ремонта дороги нет возможности инструментальной проверки для подтверждения выполнения или невыполнения объемов работ".

В актах обследования есть и другие замечательные цитаты. Например, "Работы по ремонту дороги Оронгой—Ганзурино отсутствуют, так как не были визуально освидетельствованы (не найдены)". Или: "невозможно было проверить инструментально (определить геометрические параметры) объемы выполненных работ".

Есть и более скучное заключение: на дороге Оронгой—Кибалино "отсутствует планировка откосов-насыпей автогрейдером. Кюветов с выемкой не обнаружили. Отсутствует планировка проезжей части автогрейдером". Ну, и так далее.

В общем, ремонтные работы в Иволгинском районе оказались не очень найденными. Вкупе с документами на оплату для "Сибстроймеханизации" это могло бы выглядеть очень прискорбно. Но не стоит даже думать про плохое. Речь все-таки идет про аттракцион. И возможно, это была лишь шутка — мистификация. Администрация Иволгинского района на пару с лихой строительной компанией пошутила и сделала ремонт незаметным. Вроде бы он есть, а на самом деле, из-за скромности, надежно припрятан.

Это очень укладывается в стиль всего ремонта. Потому как жители населенных пунктов, отмеченных в документах, типа Ганзурино, Оронгой и прочих, строителей-ремонтников и не видели особо. То есть массового круглосуточного забега рабочих с лопатами при поддержке тяжелых автогрейдеров в декабре прошлого года не помнят. Более того, как стало известно "Номер один", сами рабочие "Сибстроймеханизации" тоже не шибко в курсе, что они ударно трудились в течение декабря прошлого года на 70 километрах иволгинских дорог.

Зато у "Номер один" есть другая информация. Как стало известно, в апреле 2009 года глава Иволгинского района Александр Цыденов приобрел в собственность автомобиль "Лэнд Крузер-200" 2008 года выпуска, серебристого цвета. Его рыночная стоимость — в пределах 2,5 миллиона рублей.

Ни в коей мере нельзя связывать между собой эти два радостных для г-на Цыденова факта — ремонт районных дорог и покупку автомобиля. Да, немного совпадает по времени, ну и что с того? Учитывая выдающуюся прозрачность доходов местных чиновников и грядущее заполнение деклараций о доходах, надеемся, что главе района будет легко объяснить, как он купил автомобиль за такие разумные деньги. Может, чиновник копил — с зарплаты откладывал; может, выигрыш в лотерею или клад нашел. Да и 2,5 миллиона рублей — не ахти какая сумма: многие его коллеги ездят и, как выражается молодежь, "не парятся над темой".

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.