"Я, наверное, трус, но мне стало страшно"

Жильцы городского дома-интерната для престарелых и инвалидов в беспокойстве. Они недовольны тем, что теперь платят за социальные услуги, которые раньше были бесплатными. "Номер один" попытался разобраться в ситуации.
A- A+
5 февраля состоялось собрание, где администрация городского дома-интерната рассказала жильцам, почему они стали брать с них больше денег. 27 декабря 2008 года вышло постановление 593 о стационарном социальном обслуживании населения Бурятии. В этом вся причина. Принятый нормативно-правовой акт ставит новые условия взимания платы с престарелых и инвалидов. До нововведений жильцы платили только за стационарное обслуживание, что составляло 75% получаемой ими пенсии. Социальные же услуги оказывались бесплатно.

Теперь же социальные услуги оказываются либо бесплатно, либо платно, в зависимости от дохода пенсионера. Те, у кого пенсия ниже прожиточного минимума (3846 руб.), социальные услуги получают бесплатно. Те, у кого доход составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, оплачивают 50% разницы между прожиточным минимумом и доходом. Те же, у кого доход больше 150% прожиточного минимума, оплачивают услуги полностью. Это, как правило, люди, заслужившие высокую пенсию, или инвалиды тяжелой, первой, группы.

Оплата за социальные услуги рассчитывается индивидуально, согласно составленному списку услуг. "Выбор у вас есть, — обращался Доржо Балданов, директор дома-интерната, к жильцам. — Если вы считаете, что вам не оказывают какую-либо услугу, или вы считаете, что не нуждаетесь в какой-либо услуге, то можете отказаться от нее".

Причина же введения в Бурятии таких суровых законов — финансовый кризис. "Финансирование в 2010 году сокращено на 11 млн 135 тыс. руб", — говорит Доржо Балданов. — Дефицит покрывается за счет пенсионных средств стариков и инвалидов. Так, например, на питание из республиканского бюджета в этом году поступила 101 тыс. рублей. А требуется 3 млн 500 тыс. рублей.

Первое время жильцы дома-интерната послушно подписывали договора с администрацией. В 2009 году тариф по стационарному обслуживанию составлял 6185 рублей. "В 2010 году, в связи с тем, что тарифы на коммунальные услуги значительно возросли, выросли цены на продукты питания и мягкий инвентарь, тариф стационарных услуг стал составлять 8140 рублей", — говорит Доржо Балданов.

Добавим к этой сумме плату за социальные услуги. В итоге у людей на руках не остается либо ничего, либо копейки.

После проведенного собрания стало известно, что одна из жильцов дома-интерната, Татьяна Алексеева, подписала-таки новый договор. Так как сотрудники администрации дома-интерната оказали на нее давление. "Я, наверное, трус, но мне действительно стало страшно", — в слезах говорила Татьяна Алексеева. Такая же ситуация происходит и с остальными немногочисленными жильцами, не желающими подписывать дополнительные соглашения на предоставление соцуслуг.

"И что, это увеличение платы будет продолжаться и дальше?!" — в отчаянии вопрошали на собрании старики и инвалиды. На что последовал незамедлительный и уверенный ответ Долгор Башкеевой, члена Комиссии по правам человека: "Да, пока будет продолжаться увеличение пенсий, прожиточных минимумов. Исходя из логики республиканских законов".

Эржена Будаева, член Комиссии по правам человека, намерена поставить вопрос о законности взимания с жильцов платы на Комиссии по правам человека при президенте Бурятии. И инициировать создание рабочей группы для анализа законодательства и сложившейся ситуации.

Также Эржена Будаева считает, что необходима проверка всех домов-интернатов республики на предмет социального обслуживания.

Получается, правительство пеняет на финансовый кризис. И берет все больше денег с незащищенных слоев населения. В то же время разного ранга чиновники получают добавки к заработной плате, космические пенсии. Случай с домом-интернатом иллюстрирует, как государственная система Бурятии выстраивается таким образом, что бедные становятся еще беднее, а богатые — богаче.

Еще одна тенденция: социальные услуги, которые незащищенным слоям населения раньше предоставлялись бесплатно, медленно, но верно переходят в разряд платных. Так произошло, например, в реабилитационных центрах в Новокижингинске и поселке Зверосовхоз. Многие родители детей с ограниченными физическими возможностями из-за высокой стоимости теперь просто-напросто не могут пройти реабилитацию. Происходит отток инвалидов. Зато любой желающий, вне зависимости от того, имеет он инвалидность или нет (главное, чтобы деньги были), теперь пользуется услугами реабилитационного центра, который вообще-то создавался для нужд людей с ограниченными физическими возможностями.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.