Гаишный регламент поправили
Первый блок поправок связан со случаями, когда инспектор выявил нарушения, совершенные важными персонами. То есть судьями, прокурорами, депутатами, сенаторами и иностранцами, пользующимися иммунитетом. Если лица предъявили документы, подтверждающие наличие иммунитета от административной юрисдикции РФ или выполнение ими определенных государственных функций (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), нельзя поступать с ними как с обычными гражданами. Согласно новой редакции административного регламента, инспектор, поймав пьяного сотрудника прокуратуры или следователя СКП, имеет право направить рапорт вышестоящему руководству, и не более того.
Формально гаишник может препятствовать дальнейшему движению привилегированных нарушителей. Поправки предлагают "в целях обеспечения безопасности других лиц" разрешить сотрудникам ГИБДД, задержавших нетрезвого судью, прокурора, депутата или сенатора, "принимать меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства до предоставления для управления транспортным средством иного лица или другого устранения условий, препятствующих дальнейшему движению транспортного средства".
Но механизмов для осуществления этого регламента за инспектором не закрепляет. Сотрудник ГИБДД не имеет права ни отобрать водительское удостоверение или ключи от машины, ни отправить авто на штрафстоянку. "При этом не должны предъявляться требования, которые могут быть расценены как обыск или досмотр (открыть капот, багажное отделение и иные)", отмечается в тексте поправок. Действия, связанные с осмотром транспортного средства и груза, могут осуществляться только на основании ориентировок.
Сотрудникам ГИБДД запретили прятаться
Кроме того, что интереснее широкой публике, Генеральная прокуратура РФ указала: административный регламент противоречит принципам открытости власти. Больше нельзя вести контроль в условиях, когда водители не могут видеть патрульный автомобиль и инспекторов. Использование сотрудниками милиции естественных и искусственных укрытий при слежке за дорожным движением противоречит Федеральному закону "О противодействии коррупции", согласно которому деятельность органов госвласти должна быть публичной и открытой.
Автомобиль, имеющий цветографическую схему, должен быть "отчетливо виден участникам дорожного движения". Умышленное сооружение каких-либо помех для распознавания патрульного автомобиля со стороны сотрудников ДПС не допускается.
Главная задача сотрудников ГИБДД, как не раз заявлял начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов, — предотвратить нарушение, а не ловить нарушителей. Но "прятаться в кустах" можно "в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения". При этом, согласно тексту поправок, "патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети".
Так что патрули найдут, где скрываться: не за кустами, так за остановками. И еще: машины без специальной цветографической схемы не имеют права останавливать нарушителя. На не раскрашенных машинах гаишники имеют право осуществлять скрытое патрулирование, и если ими выявлено административное нарушение, они должны сообщить о нем другим нарядам (стационарным, пешим постам, нарядам на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которые и будут ловить правонарушителя.
В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудники ДПС должны нести службу на освещенных участках дороги и иметь при себе светящийся жезл и светоотражающее снаряжение. Это обязательные требования к безопасности самих инспекторов. Надо напомнить, что в той части административного регламента, которая не подверглась изменениям, четко прописана разница между осмотром и досмотром. Даже сверка номеров кузова, двигателя или идентификационного номера — это уже досмотр. А досмотр, в отличие от осмотра, должен проводиться в присутствии понятых и с составлением соответствующего протокола. Водители должны знать не только свои обязанности, но и права!