Некрополь вдоль дорог

За 10 лет на дорогах Бурятии погибли 3 тысячи человек, обочины превратились в кладбища
A- A+
Некрополь вдоль дорог
Цветы, траурные венки, обелиски и даже настоящие могильные плиты, памятники с выбитыми именами и датами жизни погибших водителей и пассажиров -- все это стало привычным зрелищем на наших дорогах. И если мы к этому привыкли и не замечаем, то, наверняка, иностранных туристов это ввергает в шок. \\

Запрещено, но все делают \\

Если поставить вместе все придорожные надгробия, получится солидный некрополь. Доходит до того, что родственники и близкие погибших в ДТП заказывают сразу два одинаковых памятника -- один устанавливают на кладбище, другой в том месте, где произошла трагедия.

С одной стороны, кресты и венки -- это память о жертвах автокатастроф. Родных и близких погибших можно понять. С другой, обочины теперь напоминают погосты, и это становится проблемой. Понятно, что наш претендующий на развитие туризма регион это ну никак не украшает. Для чего устраиваются кладбища повсюду и законны ли такие сооружения?

-- Вообще-то это запрещено, -- говорит Галина Тарабрина, директор специализированного ритуально-похоронного бюро. -- У нас есть закон о погребении, похоронном деле, где сказано, что только на кладбище должны ставиться надмогильные знаки, на которых есть имя и даты жизни усопшего. Если люди устанавливают такие вещи вне кладбища, все это должно согласовываться с органами местного самоуправления.

На деле такие сооружения ни с кем не согласовываются, а бороться с этим повальным явлением ни у кого рука не поднимается.

-- В нашей компетенции только участок дорог один метр сторону от кювета или обочины, -- говорит начальник отдела организации работ по содержанию автомобильных дорог ФГУ «Южный Байкал» Владимир Кыласов, -- а памятники чаще всего устанавливают подальше -- на территории, за которую отвечают сельские поселения. В принципе, такие сооружения запрещены. Все это устанавливается без всяких согласований. Но это дело деликатное, потому мы не вмешиваемся. Потом нас же и обвинят в вандализме. Поднять руку на сакральные вещи мы не можем. А так, все эти памятники с годами сами собой чаще всего приходят в негодность, исчезают или их разворовывают охотники за металлоломом.

Отвлекает или напоминает? \\

Водители в этом вопросе разделились на два лагеря. Одни считают, что могильные плиты вдоль дорог -- хорошее предупреждение лихачам:

-- Я считаю, что каждому человеку, сидящему за рулем, нужно периодически напоминать, что все мы смертны и что человеческое тело -- очень даже хрупкая конструкция. И что к автомобилю нужно в первую очередь относиться не как к средству передвижения (а тем более понтов!), а как к средству повышенной опасности, -- считает водитель с 20-летним стажем Олег Сергеев.

Другие, напротив, уверены в том, что такое угнетающее зрелище, наоборот, выводит из равновесия и даже способствует аварийности.

-- Зачем это нужно? -- недоумевает водитель-дальнобойщик Сергей Крылатов. -- Только нагнетает жуткое чувство тревоги, беспокойства... отвлекает водителя. Для сохранения памяти о человеке существуют кладбища, а вводить в обычную жизнь кладбищенскую атрибутику -- по-моему, лишнее. Близкие и так помнят, где человек разбился, а остальным об этом совсем не обязательно знать, хотя бы потому, что им все равно.

Священник, настоятель Храма вознесения господня Михаил Литвинов считает, что традиция увековечивать память усопших таким образом пошла с Древней Руси.

-- Была такая традиция раньше - на месте гибели людей, особенно в тех случаях, когда тела не находились, ставили кресты, памятники в память об этих людях. Традиция связана с культурой поморов, которые тонули в море, а найти и захоронить тела, было невозможно.

Дубликаты -- излишни \\

Православная церковь к таким фактам относится нейтрально, не запрещая, но и не рекомендуя такую инициативу.

-- Не совсем приятно, когда едешь, допустим, по Баргузинскому тракту, где все пространство усыпано могильными памятниками. С другой стороны, в какой-то степени это напоминание о том, что все мы смертны, о том, что в дороге себя нужно вести аккуратней, -- говорит отец Михаил.

Священнослужитель Иволгинского дацана Дагба-лама также считает данный вопрос неоднозначным. Ведь в буддизме не принято излишне переживать за усопших, и даже на кладбище верующие буряты стараются вовсе не заходить:

-- Мы знаем, что есть перерождение. Поэтому, с точки зрения буддизма, когда мы сильно плачем и вспоминаем умершего, то мешаем ему переродиться в следующей жизни.

Поэтому дубликаты могил и на кладбищах и вдоль дорог ламы считают излишними. Это только отвлекает водителя от дороги. Кроме того, возможно, это мешает перерождению погибшего. С другой стороны, опять-таки есть и философская сторона вопроса -- напоминание о бренности бытия и, соответственно, напоминание о том, что к смерти надо успеть правильно подготовиться -- то есть вести праведную жизнь.

Василиса Шишкина, «Номер один».

Фото Павла Будаева.

Подпись под фото: За последние 10 лет в республике произошло 17 тысяч ДТП, в которых погибли около 3 тысяч человек. Ранения получили более 22 тысяч
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.