Школьники Бурятии теряют будущее

От 50 до 95 % школьников в столице Бурятии не знают, кем они хотят стать в будущем и какую профессию выбирать. Большинство «определившихся» на поверку осведомлены об избранной профессии лишь поверхностно.
A- A+
Школьники Бурятии теряют будущее
Таковы результаты тестирования, проведенного Центром профессиональной ориентации «Мастер».

-- В октябре совместно с министерством образования мы проводили День профессии. Взяли школы на окраинах города. Сначала провели тестирование, которое и показало удручающие результаты, -- рассказывает директор Центра профессиональной ориентации «Мастер» Людмила Дугарова.

По мнению Людмилы Дугаровой, в этом во многом виноваты родители, а не школа или кто-то еще. Именно они должны быть в первую очередь заинтересованы в том, чтобы их дети нашли себя в жизни. Но даже родители рассуждают порой, как дети.

-- Родители тоже думают не столько, какая профессия будет, сколько о том, куда поступить легче. Некоторые ищут бюджетные места, чтобы бесплатно учиться, другие ориентируются на престиж профессии, -- говорит Людмила Максимовна.

При выборе профессии играет роль многое, вплоть до психического типа личности, темперамента. Например, холерик, который не может усидеть на месте и пяти минут, вряд ли станет хорошим программистом и т.д. Талант к какой-либо деятельности и даже к нескольким сразу есть у каждого ребенка. Но почти всегда он не реализуется.

-- Дети из школы выходят -- они не умеют учиться, тем более что предполагается самостоятельная работа. Сейчас учатся для чего? Чтобы получить «корочку». А уж потом «где-нибудь, как-нибудь пристроимся». Разве это стимул? -- вопрошают психологи.

Из-за такого подхода и получается так, что дети теряют годы жизни, прежде чем найдут свое призвание, а родители тратят уйму денег и нервов в пустоту:

-- Родители отдают свое чадо на «хороший» факультет на коммерческой основе. Через год ребенок бросает учебу. Его отправляют в другой вуз, он и там не хочет учиться, такая ситуация сейчас распространена, -- говорит Людмила Дугарова. -- Или, к примеру, многие, насмотревшись фильмов, в погоне за легкими деньгами хотят стать адвокатами. Мало кто знает, какой на самом деле это адский и далеко не всегда хорошо оплачиваемый труд. Дети должны знать не «киношную» сторону профессии, а реальную.

Посему профориентационную работу нужно вести с младшего возраста -- давать ребенку нужную информацию. Тогда у ребенка появится интерес к будущей профессии и тяга к учебе. А еще психологи уверены: нет детей, на которых можно поставить крест:

-- Не бойтесь, что тройки в аттестате или даже двойки. Не может учиться ребенок, ну и что? Может, ему и не надо больше. Например, бывают малограмотные, но талантливейшие каменщики. Я узнала, что у нас очень востребована такая сложная профессия. Настоящие профессионалы получаю зарплату в среднем 40 тысяч рублей, разве плохо? Токарь-универсал, слесарь -- тоже востребованные профессии. Важно и то, чтобы ребенок знал все или почти все о своей будущей профессии.

Именно этим сейчас занимаются специалисты Центра «Мастер». Планов много.

-- Есть положительные примеры работы профцентров. Пример -- наши соседи-иркутяне. У них такой Центр работает уже 5 лет. Работа поставлена так, что школы приводят туда детей на 3 дня. В первый день проводится тестирование. Второй день -- тренинги на самореализацию, составление карьерного плана. Третий день -- выход на предприятие, знакомство с профессией в рабочей среде. Мы тоже должны так работать, -- замечает Людмила Максимовна.

Василиса Шишкина, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.