Алдар Дамдинов: «Первыми быть выгодно»

25 мая на телеканале «Тивиком» прошел традиционный прямой эфир «Спросим прямо» при участии журналистов самой телекомпании, газеты «Номер один» и информационного агентства «Байкал-Daily». Гостем программы был министр образования и науки Республики Бурятия Алдар Дамдинов. «Номер один» публикует выдержки из самых актуальных вопросов, заданных министру, и его ответов.
A- A+
Алдар Дамдинов: «Первыми быть выгодно»
О наборе в первые классы\\

Запись в первые классы начинается 1 апреля и продолжается вплоть до начала учебного года. Но порой родители сталкиваются с тем, что набор в ту школу, в которую они планировали попасть, уже закончен. Почему? Во-первых, это связано с демографией. Уже сейчас городские школы начинают заполняться. Во-вторых, очень много родителей, которые хотят попасть именно в конкретное учреждение, которое считают лучшим. Проблему дефицита мест усугубляет и точечная застройка, центральные школы не могут вместить в себя всех желающих. Скоро в школу пойдут дети, рожденные в 2005 и 2006 годах, когда был демографический взрыв. Эта проблема нам известна, и мы предпринимаем некоторые попытки для ее решения, я знаю, что администрация города тоже в этом направлении работает.

Так или иначе, запись в первые классы продолжается вплоть до 31 августа, до этого времени любой родитель может прийти в школу и подать заявление. Школа, по крайней мере, должна принять заявление, а уж есть места или нет, это, конечно, решает директор школы. При этом дети, прописанные в микрорайоне, относящемся к данной школе, имеют приоритет. Этих ребят школа обязана брать.

О дефиците учителей \\

Сегодня проблема кадров в школе очень актуальна. Но если мы посмотрим статистику, то приток молодых людей все-таки есть, хоть и небольшой -- всего 5 %. Это связано с тем, что мы ввели новую систему оплаты труда и подушевое финансирование, дали возможность молодым учителям развиваться. Теперь нет такого, чтобы ждать много лет, чтобы повысить свои квалификацию и оклад. Это можно сделать в ускоренном темпе.

Но дефицит все же есть. Порядка 435 вакантных мест в этом году. В основном это учителя английского и других иностранных языков, физики, химии, учителя черчения, пения -- узконаправленные специальности. У них не много часов в учебном плане, нагрузку полную для преподавателя найти сложно. Поэтому иногда эту функцию на себя берет преподаватель смежной профессии.

На самом деле, я думаю, что сегодня появилась хорошая возможность для нашей молодежи проявить себя в школе. Пока уровень заработной платы еще оставляет желать лучшего. Но я думаю, что ближайшие проекты, которые мы будем осуществлять, дадут возможность получать достойную зарплату учителям.

О повышении зарплаты педагогов \\

С нового учебного года ожидается повышение заработной платы учителям. Речь идет о 30 %. Каким образом будет происходить повышение, активно сейчас обсуждается.

Регион должен достичь того, чтобы средняя зарплата учителя соответствовала среднему уровню зарплат по экономике. Сегодня мы активно обсчитываем все это с министерством финансов. Примерные подходы мы уже видим. Но однозначно то, что дано направление повышения заработной платы. Мы будем повышать через норматив, нормативно-подушевое финансирование, согласно новой системе оплаты. Планируется направить средства на то, чтобы повысилась стимулирующая часть выплат. Но пока говорить конкретнее преждевременно, потому что пока мы не видим федеральной нормативной базы, на основе чего это будет делаться. Она будет приниматься только на июньской сессии Государственной Думы. А в целом, повторяю, будет повышение заработной платы учителя до уровня среднего по экономике.

О новых санитарных правилах \\

Да, правила жесткие, но все не так плохо, как опасаются некоторые. По данным мониторинга, в республике современным условиям отвечает порядка 63 % школ. Введение новых санитарных норм будет проводиться поэтапно. Мы понимаем, что в муниципалитете сегодня нет средств на то, чтобы решить все и сразу. Но по крайне мере, мы выйдем на такую программу -- соглашение между муниципальными властями и нашим министерством. В нем будет прописано, в какой период что будет сделано. И мы достигнем договоренности и с Роспотребнадзором и Пожнадзором о такой работе. Финансироваться работа будет за счет бюджетов разных уровней, в том числе федерального. На плечи родителей и директоров школ такие затраты не лягут.

Про оптимизацию малокомплектных школ \\

Опасения по поводу того, что новые санитарные правила приведут к тому, что сельские малокомплектные школы будут закрываться, напрасны. Никакой оптимизации не будет. Наоборот, сельские школы будут развивать. Тем более, в таких школах другая проблема -- там много площадей, которые неэффективно используются. Например, есть школы, рассчитанные на 600 детей, а обучается там всего 100 ребят. Мы будем вести работу по созданию в таких школах предшкольной подготовки, дополнительного образования. Также ведется эксперимент по созданию культурно-оздоровительных спортивных центров, которые могут предоставлять услуги, как взрослому, так и детскому населению.

Про новые стандарты \\

Госстандарт вводится по всей России, в том числе и для того, чтобы все дети, где бы они ни учились, имели равные возможности на реализацию. Будет ли Госстандарт одинаково эффективен для ученика сельской школы и городской гимназии? Конечно, да. Что такое Госстандарт? Стандарт означает: ниже этого нельзя. Это не какие-то лекала, по которым можно скроить какого-то эфемерного ученика. Это минимальные требования, которые предъявляет государство к школе. Поэтому и субвенции, которые мы определяем сегодня на заработную плату и на исполнение этого стандарта, они как раз подразумевают исполнение этого стандарта. И он, конечно, будет един для всей страны.

Больше всего споров по поводу стандартов возникает потому, что сейчас школьнику дается право выбора. К такому люди не привыкли. Но здесь главное как раз то, что каждый ребенок будет выбирать между базовым, профильным образованием или интегрированным. И каждый ребенок волен выбирать: если он хочет по естественным наукам идти, то он по биологии и выбирает профильное направление, а если не хочет -- берет базовое. Никто не говорит, что каких-то предметов не должно быть. Все прицепились к этим пяти основным предметам, которые рекомендованы. На самом деле речь, конечно, не идет только о них.

Про реформы \\

В любом образовательном эксперименте мы действительно участвуем одними из первых. На самом деле, я думаю, это очень хорошее качество -- то, что мы всегда стремимся апробировать все новое. К примеру, в комплексном проекте модернизации образования участвовала наша республика и еще 31 регион. А теперь посмотрите, сегодня все наработки, которые мы с вами прошли с 2007 по 2009 год, сейчас внедряются во всех субъектах РФ. Но это уже происходит без поддержки федерального центра, имеется в виду финансового, без поддержки региональных властей. Тот, кто берется за эксперимент первым, бонус получает, в том числе и финансовый. Поэтому за 2007--2009 годы мы существенно укрепили материально-техническую базу наших школ, получив более 700 млн рублей только из федерального центра за счет эксперимента. Когда люди приходят в школы, они видят новую мебель, новое учебно-лабораторное оборудование, интерактивные доски… но это же все не с неба сваливается, на самом деле!

Василиса Шишкина, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.