Не кипи – не чайник!

И летом, и зимой перегреваются моторы наших автомобилей. В жару тяжело не только людям, но и их четырехколесным друзьям. Да еще и в пробках… Спросим у специалистов СТО города Улан-Удэ, отчего кипит двигатель и как этого избежать. Нашими экспертами  выступили мастера с СТО «Дизель» и «Ойл-Сервис». Ремонт по перегреву недешев. Минимальный ущерб – «продутая» (потерявшая герметичность) прокладка головки блока цилиндров. Далее – повреждение или деформация самой головки (стоимость самой ГБЦ один-два-три и более десятков тысяч рублей). В тяжелом случае следует готовиться к замене двигателя. Давайте-ка этого избегать!
A- A+
Причины перегрева //

Пожалуй, самой распространенной причиной, по которой поднимается к роковой красной черте стрелка указателя температуры либо беспомощно загорается красная лампочка на панели, является охлаждающая жидкость. А точнее, ее недостаточное количество. Из системы охлаждения антифриз либо тосол может уходить через негерметичные от старости патрубки и прокладки или же причиной является  пробитый радиатор. Бывает, что один из шлангов дает трещинку или нагло рвется прямо на ходу, когда вы подальше от дома и цивилизации вообще. Выход – эвакуатор, пусть пилит за вашей машиной в эту даль. Ибо без жидкости ехать совсем нельзя. Все равно мотор вскоре заклинит и уже точно пойдет под замену.

Вернемся к радиатору: он может оказаться недостаточно эффективным еще и из-за сильного загрязнения внутри либо снаружи. И уличную сторону, и внутренний радиаторский «мир» очищают своими руками либо на СТО. Понятно, что надо делать это до того, как начались проблемы. Просто вспомнить, заняться и потом не знать горя с перегревом!

К системе охлаждения мы еще вернемся, вспомним же о более серьезной проблеме. Имя ей – большой уровень отложений в камере сгорания. Камера сгорания при этом как бы теплоизолируется слоем нагаров, практически не способных проводить тепловой поток. Самостоятельно ее почистить маловероятно, если вы не моторист. Зато вы в силах поехать на СТО, ну и на мойку. Помыть мотор снаружи очень рекомендуется, поскольку грязевая рубашка тоже неплохо задерживает излишки тепла.

Электрика тоже может подгадить. Ломается маленькое реле, и перестает включаться вентилятор, который обдувает радиатор. Может ослабнуть натяжение ремня вентилятора. Мера профилактическая, конечно, куда лучше, чем уже восстановительная – подтяжка ремня, его регулировка недороги. Кстати, старые шоферюги советуют никогда не выключать мотор сразу после остановки. Это очень актуально летом. Откройте дверь и послушайте, не шумит ли вентилятор под капотом (для начала можете выходить и запоминать этот звук). Если он шумит, подождите, пока не выключится. И еще не глушите двигатель сразу после бешеной езды на больших оборотах – вы прилетели, а напряженно пахавший мотор должен разогнать жар при помощи антифриза внутри себя. Температура в движке очень неравномерная, поэтому дайте ему «погудеть» на холостых.

Перегреется мотор и при неправильной работе системы подачи топлива, напоминают специалисты СТО «Дизель». Резко подпрыгнет температура отработавших газов, паровые пробки в полостях охлаждения «затыкают» весь контур охлаждения -- вот вам и тяжелый перегрев. Еще они упомянули длительную работу двигателя в нерасчетных режимах. Избегайте езды в натяг в гору – мотору тяжело на низких оборотах справляться с возложенной на него нагрузкой. Отключите овердрайв или четвертую скорость на автомате, перейдите на передачу ниже на механике… Высокая нагрузка, жара, малое количество набегающего воздуха на низких скоростях – вот и реальный шанс вскипеть.

Система охлаждения / /

Термостат является важным элементом системы охлаждения двигателя, поскольку открывает свой клапан, выпуская нагревшийся антифриз/тосол на большой круг с захватом радиатора. Сперва термостат закрыт, и после запуска двигателя охлаждающая жидкость первые минуты циркулирует по малому кругу. Так мотор прогревается до рабочей температуры гораздо быстрее. Из строя термостат может выходить без видимых причин в один не прекрасный день, и либо вы вскипите, либо мотор будет нагреваться до рабочей температуры неприлично долго – все зависит от того, в закрытом или открытом положении он замер. Летом, кстати, незаметно, если он открылся и не закрывается. А если застопорился закрытым, заметно еще как! Заклинивший термостат подлежит замене. Но прежде ответьте честно, что творится в самой системе охлаждения? Если там чисто и уютно, у термостата есть шансы прожить долго и счастливо.
Если не чисто, если вы мучаете свою иномарку тосолом, от которого бывает коррозия и большое количество отложений в полостях охлаждения, добра не ждите. Если у вас старенькая машина с древним мотором, при длительной работе на стенках полостей охлаждения, особенно головки блока цилиндров, накапливается слой отложений. Во-первых, отложения перекрывают часть сечения каналов и ограничивают тем самым доступ жидкости. Во-вторых, они плохо проводят тепло и поэтому создают дополнительное сопротивление для потока тепла, который должен отбираться антифризом/тосолом. Ну и помпе – насосу, который заставляет «охлаждайку» бегать по тонким каналам – приходится несладко. Поменять тосол, промыть систему и залить чистую жидкость – вот наш долг летом. Ну вообще-то он круглогодичный… Надо регулярно и в любой сезон следить за уровнем и состоянием охлаждайки.
При аппаратной замене можно наблюдать за процессом, за его эффективностью и за результатом. Она обеспечивает хороший итог, отсутствие воздушных пробок в системе охлаждения и минимум временных затрат.

Напоследок пару слов об антифризах. Они бывают трех классов: G11, G12 и G12 плюс. Первые предназначены для машин до 1996 года выпуска, включая модели с алюминиевыми моторами (алюминий подвержен коррозии). Окрашиваются в синий, зеленый и желтый цвета. G12, в отличие от предшественника под номером 11 или советского тосола не содержат силикатов – это вещества, которые имеют дурную привычку со временем выпадать в осадок и засорять систему охлаждения. Поэтому и смешивать 11-й и 12-й нельзя. G12 бывает красного (от розового до фиолетового) цвета. Круче всех G12 плюс: он имеет допуск для машин с 2001 года выпуска и тоже не содержит ничего плохого. Такой антифриз нейтрален. Его можно добавлять куда угодно. Бывает розовый либо красный.

Итак, подведем итог: чтобы избежать перегрева, нужно заправляться качественным топливом, содержать мотор и систему его охлаждения в чистоте внутри и снаружи. Смотреть ежеминутно на панель приборов – а именно на стрелку температуры – уже и не умеет никто, но надо учиться следить за тем, что происходит с автомобилем постоянно. Это позволяет избежать проблем и неожиданных поломок.

Ольга Кокорина, для «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.