Лифты: «пинают, поджигают, отрывают»

Цена ремонта «вертикального транспорта» в Улан-Удэ -- свыше полумиллиона рублей
A- A+
В Улан-Удэ около 15 процентов «жилищных» лифтов не функционируют. А вообще, на поддержку своеобразного коммунального транспорта требуются десятки миллионов рублей. //

Срок -- четверть века \\\

В жилищном фонде Улан-Удэ эксплуатируется 218 лифтов. Больше всего лифтов в спальном Октябрьском районе -- 145. Это не считая торговых центров, зданий ведомств и прочих сооружений.

Полтора года назад на лифтовое хозяйство страны обратила внимание российская власть. Правительство выпустило постановление «Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов». Согласно документу, если в паспорте лифта нет информации о назначенном сроке службы лифта, он устанавливается равным 25 годам (со дня ввода в эксплуатацию).

Срок в четверть века, однако, не означает, что на лифт можно десятилетиями не обращать внимания. «В течение всего срока эксплуатации -- не реже одного раза в двенадцать месяцев -- необходимо проводить освидетельствование лифта, на основании которого он может быть допущен к дальнейшей эксплуатации. Понятно, что это все должно происходить за счет владельца лифта», -- поясняют в Комитете городского хозяйства. В общем, надо регулярно подкручивать да смазывать.

По оценкам Комитета городского хозяйства, в Улан-Удэ сейчас около 15 процентов «жилищных» лифтов не функционируют. Они находятся в ремонте, на освидетельствовании или техобслуживании.

Перейдут на цельнометаллические \\

«Ремонт лифта может быть очень дорогим. Требуется недешевое специализированное оборудование и организация. Простой трос из магазина ставить нельзя», -- поясняет председатель Комитета городского хозяйства Владимир Кружихин.

«Из-за износа чаще всего доводится заменять канаты, канатоведущие шкивы и электрические двигатели. Это наиболее рабочие части. Форс-мажорно обычно приходится менять отделку, плафоны освещения, посты приказов и посты вызовов. Заменяем купе кабин лифта, створки дверей. Пассажиры отрывают, поджигают, пинают, -- рассказывают в ЗАО «Лифтремонт». И продолжают:

-- Средняя цена капитального ремонта -- от 500 до 800 тыс. рублей. Замена одной червячной пары стоит в пределах 50--60 тыс. Более мелкий ремонт дешевле. Замена купе кабины обходится примерно в 40--50 тыс. Но сегодня в Улан-Удэ нет лифтов, простаивающих из-за неисправности много лет. Такие были, но в течение ряда лет были запущены. Есть лифты, которые установлены в новостройках, но пока не запущены.

Чтобы в Улан-Удэ привести в нормальное рабочее состояние все лифты, по оценке комитета, требуются десятки миллионов рублей.

Так, в «Лифтремонте» нам сообщили, что большинство лифтов Улан-Удэ имеют старые кабины, сделанные из ДСП и облицованные пластиком. «По сегодняшним требованиям они не проходят по нормам пожаробезопасности. Надо переходить на цельнометаллические», -- отмечают профессионалы, которые занимаются улан-удэнскими лифтами уже 15 лет.

Сейчас в городе стоят в основном лифты, произведенные в России. В том числе продукция иностранных компаний, имеющих производство в нашей стране. К примеру, «Конэ», «Отис». Последняя была изначально американской маркой, а ныне эта транснациональная корпорация делает лифты и в Санкт-Петербурге. Порой встречаются китайская техника.

Ремонт за свой счет \\

Лифты, как и чердаки, подвалы, являются общей собственностью владельцев квартир в многоэтажном доме. Плата за пользование ими происходит аналогично оплате за освещение общих подъездов, лестничных площадок.

«За лифты люди платят постоянно. Собирать деньги отдельно на маховик или шестерню нет необходимости. Такого -- «давайте скинемся по нескольку десятков тысяч рублей на ремонт лифта» не должно быть. Это неправильно», -- поясняет Владимир Кружихин.

Дома, где исправно и вовремя платят квартплату, должны спрашивать со своей управляющей организации или своего ТСЖ отчет о том, куда пошли их деньги. В том числе лифтовые. Если деньги поступают, а сломанный лифт все не работает, граждане должны требовать запуска этого уникального вида транспорта. Единственного в мире, которым управляет… пассажир.

Программ ремонта лифтов за счет средств бюджета не предусмотрено.

Вместе с тем, продолжается всероссийская программа капремонта домов из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Государство за свой счет согласилось поменять старые кровли, электрокабели, предохранители в этажных электрощитах, запорную арматуру в подвалах. В зону ее действия попали многие дома в Улан-Удэ.

Только данная программа прошла мимо улан-удэнских лифтов. Так, в прошлом году на ремонт лифтов от Фонда перепало всего 2 млн рублей. Как сообщили «Номеру один» в ЗАО «Лифтремонт», деньги были использованы на капремонт четырех лифтов в доме по Ключевской, 86.

Это, кстати, один из самых старых лифтов города. Он отметил свое почтенное 25-летие. «Ключевскому» подъемнику после капремонта добавили три года службы. Старее него, наверное, только лифт на улице Яковлева (поселок Восточный) в ведомственном доме.

Ранее деньги Фонда приходили еще на один дом по пр. Строителей, 46. Но сумма была мизерная. Одним из препятствий для широкого ремонта лифтов, вероятно, было то, что Фонд требовал от жильцов вносить 5-процентное софинансирование. Но не все были готовы вносить деньги на дорогостоящий ремонт лифтов.


Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.