Учительская революция

На минувшей неделе городской комитет по образованию провел очередное совещание с педагогами Улан-Удэ. Причем чиновники поставили смелый эксперимент — объявили, что будут готовы выслушать любую критику. Говорить разрешили (точнее были вынуждены разрешить) всем. Тут-то благостная картина, о которой рапортуют чиновники, и развалилась. Но зато получился честный разговор. Что в нынешних условиях уже большое достижение.
A- A+
На минувшей неделе городской комитет по образованию провел очередное совещание с педагогами Улан-Удэ. Причем чиновники поставили смелый эксперимент — объявили, что будут готовы выслушать любую критику. Говорить разрешили (точнее были вынуждены разрешить) всем. Тут-то благостная картина, о которой рапортуют чиновники, и развалилась. Но зато получился честный разговор. Что в нынешних условиях уже большое достижение.

Отчет передовиковЭта встреча руководства комитета по образованию города спедагогической общественностью поначалу напоминала всепредшествующие. В первую очередь речь шла об итогахвнедрения новой системы оплаты труда, реформы, впервые встране опробованной на учителях Бурятии. И здесь ключевыми вдокладах чиновников стали слова "повысились", "улучшились","увеличились", "эффективность", "опережающие темпы".

— Какие-то, может быть, и имеются негативные вещи. Но этотакая ситуация, когда ложка дегтя в бочке меда. В СМИпочему-то раздувается эта ложка дегтя. И получается, что вобразовании ничего не делается, и все так плохо и нехорошо.А вот та бочка меда не освещается, — заявила ЕленаБондаренко.

В самом начале встречи руководитель комитета по образованиюСветлана Трифонова внезапно покинула зал, сославшись нанеотложные дела. Что, очевидно, придало учителям смелости.Потому что дальше началось небывалое — педагоги сталиоткрыто высказывать претензии.

Повышение, которого нетКак оказалось, обещанного Путиным в мае этого года наВсероссийском съезде педагогов повышения фонда заработнойплаты многие так и не увидели. Так, например, в школе 15заработная плата не только не увеличилась в этом учебномгоду, но даже наоборот, уменьшилась:

— В 2010—11 годах в нашей школе была средняя зарплата 10тысяч рублей. В этом году — 9 тысяч. Почему так? —вопрошали представители школы.

В ответ Елена Бондаренко обвинила школу в том, что во всехпроблемах школы виноват сам коллектив и то, что в школе малоучеников.

— Вы не отвечаете на запросы населения, чтобы к вам пришлидети. Почему в гимназии у нас очереди, туда дети идут иидут, а к вам нет? — сказала Евгения Бондаренко.

Не ощутили "путинской" прибавки и в школе 22. По словамучителей, в их школе зарплата выросла лишь на 11 %. На чточиновники в очередной раз объяснили, что речи о том, чтобызарплата каждого педагога вдруг выросла одинаково на 30 %,нет и не будет.

— Никакого уравнительного подхода к повышению зарплаты небудет, — подчеркнула Елена Бондаренко.

Таким образом, наверное, впервые было открыто признано, чтослова премьера страны о повышении фонда заработной платыучителей на 30 % — лишь красивый предвыборный жест.

Бочка дегтяДиректор гимназии 59 Евгений Миронов просить разрешениявыступить ни у кого не стал. Он просто вышел к микрофону иначал говорить. Несколько раз то Елена Бондаренко, то ГармаБазаров (представитель минобраза) пытались прервать егостихийное выступление. Однако за Евгения Миронова вступилсявесь зал.

— Говорят, средняя зарплата учителя стала равна среднейзарплате по экономике. Но это равносильно тому, что кто-тосъел 2 курицы, а кому-то вообще ничего не досталось. Но всеравно все в среднем съели по 1 курице. А если учителяполучают по 8 тысяч и уходят из школ? Это же живые люди! Укаждого своя нагрузка, свои семьи! — высказался ЕвгенийМихайлович.

По мнению директора одной из лучших школ Улан-Удэ, учителейреспублики может устроить только общее повышение заработнойплаты. Которое им обещал Путин и которого не произошло. Иэто не "уравниловка", а необходимое условие длясуществования.

— Стимулирующая часть зарплаты — это и есть дифференциацияоплаты труда. Один учитель получит меньше, другой больше —нет уравниловки. Но директора ведь говорят о фонде! Чтобыфонд оплаты труда достаточен был и для выплаты нормальнойзарплаты, чтобы нормально жить и содержать школу, — сказалЕвгений Миронов.

Выступление Миронова закончилось бурными аплодисментами.Председатель профкома школы 24 и педагог в одном лицеЛюбовь Скромных была не менее категорична:

— За счет чего увеличивается зарплата у некоторых учителейи вычисляется потом средняя зарплата по Улан-Удэ? За счетдичайшей нагрузки — учителя вынуждены вести по две ставки.И среднюю зарплату нужно вычислять не по зарплате, а наставку, — говорит учитель.

Оказывается, в стране нет денегНо существенно повысить зарплату учителям наше государство,оказывается, не может. В таком ключе ответил на заданныевопросы начальник отдела экономики и статистики минобразаГарма Базаров:

— Государство выплачивает столько, сколько может. Мы можемгипотетически повысить норматив. Но каким образом этообеспечить? Мы платим зарплату из денег налогоплательщиков.Денег не хватает. Поэтому, чтобы обеспечить такие выплаты,республике нужно кредитоваться, брать бюджетный кредит,платить по нему проценты. Поэтому республика, исходя изсвоих возможностей, установила такие нормативы, — заявилчиновник.

Вот тут и начались "политические" вопросы, которых, наверное,в связи с приближающимися выборами чиновникам хотелось быизбежать.

— Мы выкладываемся на полную катушку. Но живем плохо,потому что правительство плохо работает? — кричали из зала.

Педагоги вдруг почувствовали, что они не одиноки в этомпротивостоянии с властью, и начали говорить о том, о чемраньше попросту боялись. Складывалась почти революционнаяситуация. Еще немного, и была бы озвучена совсем ужкрамольная мысль: это не в стране нет денег (их, судя поогромному количеству пафосных строек, полно), это приоритетытакие у государства, при которых учителя никогда не смогутполучать достойную зарплату.

Сплошная агрессияУтихомиривать, увещевать присутствующих — все, чтооставалось делать чиновникам.

— Жаль, что сплошная агрессия шла из зала на комитет пообразованию, на министерство. Такое впечатление сложилось,что состояние образовательных учреждений не улучшилось. Идиректорам школ нечего сказать доброго, хорошего. Видимо, увсех ситуация сложная. Значит, будем дальше работать, —подытожила выступления заместитель председателя комитета пообразованию Ольга Пихеева.

Гарма Базаров уговаривал людей в другом ключе:

— СМИ не могут не писать, если мы внутри себя не можемнайти общий язык. СМИ именно нужно, чтобы люди ругались. Обэтом интересно писать. О том, что люди правильно и честноработают, писать не интересно, — сказал ГармаБазаров.

Чиновник, видимо, так и не понял, что СМИ всего лишьотражают то, что происходит. Проблемы, о которых наша газетапишет уже не один год, реально существуют. Просто насовещаниях с заранее расписанными сценариями их неозвучивают.

Председатель комитета по образованию Светлана Трифонова,которая подошла лишь к концу совещания, сделала все, чтобыпопытаться вернуть разговор в нужное ей русло. Пытавшихсявыступать в ее присутствии "оппозиционеров" она громогласноперебивала, недовольным затыкала рты.

— Что, вы еще не поняли? По-моему, вам четко было сказано.Давайте на пиар здесь работать не будем. У нас рабочеесовещание, — в таком тоне ответила Светлана Трифонова наодин из вопросов из зала.

Присутствующих отчитали, как школьников, за то, что те"несут только негатив". Под конец совещания, после слезныхпросьб чиновника, директор школы-сада 92 ТатьянаМитрофанова все-таки взяла на себя роль защитникакомитета по образованию. После рассказов о том, как в ее школе всезамечательно, женщина присовокупила: "Пусть меня видитВсевышний, если я вру!".

— Я еще раз хочу для всех СМИ сказать, что сегоднясовещание, на котором никого специально к выступлению неготовили. И то, что произошел такой разговор, наверно, нужнобыло. Чтобы услышать друг друга и сделать акценты, —подытожила Светлана Трифонова.

На том и закончили.

Василиса Шишкина, "Номер один".
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.