Закаменск начали спасать

На ликвидацию экологической катастрофы выделили 500 млн. Депутаты Хурала считают: деньги оседают в частных карманах.

Депутаты Народного Хурала ознакомились с работой по устранению последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Программа начала работать только в сентябре, но вопросы есть уже сейчас. Депутаты Хурала жестко критикуют то, как расходуются государственные средства.
A- A+
На ликвидацию экологической катастрофы выделили 500 млн. Депутаты Хурала считают: деньги оседают в частных карманах.

Депутаты Народного Хурала ознакомились с работой по устранению последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Программа начала работать только в сентябре, но вопросы есть уже сейчас. Депутаты Хурала жестко критикуют то, как расходуются государственные средства.

Экологическая катастрофа

Комбинат был основан еще в тридцатые годы прошлого столетия. В годы войны страна остро нуждалась в вольфраме, который входил в состав брони танков. Добыча велась ускоренными темпами, и никто не думал об экологии — стране нужен был вольфрам. Отработанная руда в виде песка сбрасывалась здесь же, рядом с комбинатом. Постепенно груда песка, или, как ее называют, "хвосты", становилась больше, и она стала заползать на территорию города.

В итоге более чем шестидесятилетней деятельности территорию вокруг города Закаменска отнесли к зоне экологической катастрофы. Наиболее острой проблемой остаются "хвосты". Более трех миллионов тонн песка с примесями тяжелых металлов продолжают лежать практически на территории города. На этих "хвостах" играют дети, для которых это гигантская песочница.

Между тем, тяжелые металлы в составе песка напрямую крайне негативно влияют на здоровье жителей города. В Закаменском районе самый высокий по Бурятии процент инвалидности, онкологических, нервных заболеваний и заболеваний двигательного аппарата. В ходе исследований удалось выявить связь высокого уровня заболеваемости с экологической ситуацией. Было выявлено содержание солей тяжелых металлов в картошке, капусте, выращенных на загрязненной почве, а также в волосах местных жителей.

После долгих лет государство, наконец, заметило эту проблему. В этом году из федерального бюджета было выделено полмиллиарда рублей на устранение последствий, а в следующем году выделят еще 300. Планируется вывезти весь песок с территории города на специальное хвостохранилище.

Затем планируется очистить шахтную воду, которая, выходя на поверхность, впадает в речку Модонкуль. Чистая горная речка, сливаясь с оранжевым шахтным потоком, обогащенным металлами и прочими вредными для живых организмов веществами, впадает в реку Джида. Та, в свою очередь, впадая в Селенгу, уносит эту загрязненную воду дальше к Улан-Удэ и к Байкалу. В планах строительство отстойника и фильтров, которые будут полностью обезвреживать воду.

Бизнес за казенный счет

Победителем конкурса на вывоз песка стало ЗАО "Закаменск", дочернее предприятие московской компании "Акрополь". Работы уже ведутся. Множество грузовиков перевезли тысячи тонн песка на верхнее хвостохранилище. Объем работы на сегодня был проведен такой, что исчезли настоящие холмы, упиравшиеся ранее в жилые дома на краю города.

Казалось бы, надо только радоваться внезапно проснувшемуся чувству ответственности государства за своих граждан и приветствовать программу. Но, по мнению депутатов Хурала, все не так просто. Директора Байкальского института природопользования Арнольда Тулохонова то, что делается сейчас, совершенно не удовлетворяет. По словам депутата, перевоз песка с одного место в другое — неподалеку — проблемы Закамны не решает. А наоборот усугубляет.

— Во-первых, они вскрывают новые горизонты, которые вновь будут окисляться. Во-вторых, они с нижнего хвостохранилища переносят песок в верхнее, неподготовленное, тем самым создается угроза селевых процессов. Что-то более глупое придумать сложно, — говорит Арнольд Тулохонов.

При этом хвостохранилище, куда перевозится песок, принадлежит ЗАО "Закаменск". Сейчас из ста тонн песка здесь получают около 60 кг вольфрама. Т.е., грубо говоря, компания за деньги из государственного бюджета обеспечивает себя миллионами тонн сырья, которые подвозятся прямо к комбинату.

Впрочем, в министерстве природных ресурсов Бурятии не считают, что здесь есть какие-то проблемы. По словам заместителя министра Александра Лбова, хвостохранилище имеет все защитные сооружения. В министерстве отрицают возможность возникновения здесь селей. Вывоз песка именно на хвостохранилище, принадлежащее ЗАО "Закаменск", называют правильным и эффективным решением. А поскольку хвостохранилище принадлежит ЗАО "Закаменск", "они несут полную ответственность за безопасность", — говорит замминистра.

Здоровье вернется само?

По мнению Арнольда Тулохонова, раз "хвосты" стали собственностью ЗАО "Закаменск", фирма должна сама их перемещать, утилизировать без привлечения государственных средств.

— Бюджетные деньги должны быть направлены на программу социально-экологической реабилитации, — говорит депутат Хурала.

В реализуемой на сегодня программе нет упоминания о социальной реабилитации и устранении последствий для здоровья населения. Александр Лбов считает, что это совершенно другая проблема и что она должна сама собой отпасть после очистки территории города от загрязняющего песка. По словам Александра Лбова, вся программа рассчитана до 2020 года, и планируется потратить, в общем, около трех миллиардов рублей. Замминистра уверен, что деньги будут выделяться по мере выполнения программы.

Председатель комитета Народного Хурала по экономике Вячеслав Ирильдеев также считает, что решение проблем Закаменска началось с неправильных действий.

— Первый шаг делается тогда, когда понятен последний шаг, т.е. ясны те результаты, которые мы хотим получить. А у меня лично однозначного ответа на этот вопрос нет, — говорит Вячеслав Ирильдеев.

На сегодняшний день получается так, что чиновники и депутаты по-разному видят первый и последний шаги в решении проблемы. Арнольд Тулохонов считает, что необходима единая комплексная программа, в которой будет прописана, в т.ч., необходимость реабилитации населения. Тогда как в министерстве считают, что подобной проблемы не будет, если земля станет чистой.

Владимир Сергеев, "Номер один".
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.