Медведи выгоняют туристов и отбирают у них пищу

Следующим летом сотрудники Забайкальского национального парка начнут работу по переселению медведей со своей территории в более отдаленные и непосещаемые туристами места — на северо-восточное побережье Байкала в подлеморскую тайгу.
A- A+
Следующим летом сотрудники Забайкальского национального парка начнут работу по переселению медведей со своей территории в более отдаленные и непосещаемые туристами места — на северо-восточное побережье Байкала в подлеморскую тайгу.

Раньше территория Забайкальского парка мало чем отличалась от по-настоящему удаленных уголков сибирской тайги. Но в последние годы Забайкальский национальный парк становится все более популярен у туристов.

Проблема в том, что желающие соприкоснуться с природой делают это в буквальном смысле слова. Туристы подкармливают диких зверей, пытаются их фотографировать. Особенно любят поиграть с медвежатами. Доходит до того, что звери чуть ли не становятся ручными. Вот только, приучаясь к людям, некоторые из них теряют навыки диких зверей, им все трудней становится добывать пищу самостоятельно, как они и должны делать в естественной среде. И тогда "добрые", "смешные" мишки перестают быть милыми. По словам сотрудников парка, за последние пять лет ими зарегистрировано три случая привыкания молодых годовалых медведей к человеку. И всякий раз это сулит только неприятности.

"Поначалу звери вели себя довольно скромно. Люди же в некоторых случаях, по рассказам, сами кормили мишек, конечно, из самых добрых побуждений или чтобы сделать удачный фотоснимок. Медведь за лето подрастает и уже перестает быть забавным. К августу туристов становится меньше, медведей перестают кормить. Медведю это не нравится, ведь перед спячкой у него зверский аппетит, а корешки копать, искать ягоды-орехи он уже не умеет — тут и начинаются проблемы. Медведи уже не раз рвали палатки, крадя у отдыхающих припасы, пытались есть готовящуюся на костре еду, даже выгоняют людей из-за стола", — говорит сотрудник парка Андрей Разуваев.

Пока что случаев серьезных нападений на человека не было, но то, что теперь эти три медведя представляют реальную опасность для туристов, — факт.

Чтобы предотвратить повторения подобных случаев, в следующем летнем сезоне парк изменит сбор отходов на рекреационных участках. Уже закуплены десятки специальных металлических контейнеров с плотно закрывающимися крышками. Запах пищевых отходов будет распространяться по округе не так сильно, да и медведю залезть в такой бачок намного труднее. И самое главное — посетителям будут объяснять, что ни в коем случае нельзя подкармливать медведей, как себя правильно вести при встрече с этим достаточно опасным животным, как правильно хранить продукты в лагере, чтобы до них не добрался медведь.

При этом сотрудники парка подчеркивают, что если молодой медведь начал вести себя дерзко и даже агрессивно — желательно сохранить ему жизнь. Единственным выходом может быть вывоз опасного медведя подальше от человека. Такое место — почти все северо-восточное побережье Байкала — подлеморская тайга. Вот только каким образом трех медведей транспортировать туда?

"Для эффективной и относительно безопасной поимки зверя и транспортировки его в мире широко применяют специальные средства — ружья, выстреливающие шприц-дротик с анестетиком. Животное на некоторое время засыпает. Такие работы осуществляются с глубоким знанием дела, чтобы не пострадать от медведя самому, не допустить передозировки препарата и чтобы животное не уснуло навсегда", — говорит Андрей Разуваев.

Опыта проведения подобных работ в Забайкальском национальном парке нет, поэтому парку необходимы профессиональная помощь и консультации. Парк очень надеется также и на финансовую поддержку, ведь приобретение и подготовка спецсредств и оборудования недешевы. Однако и оставлять "испорченных" человеческим воспитанием медведей в парке опасно для жизни как людей, так и самих медведей.

Василиса Шишкина, "Номер один".
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.