Приговор системе

Происходящая в Джиде социальная катастрофа наглядно демонстрирует нам всю беспомощность и бесполезность нынешнего нашего государства.
A- A+
О том, что крупная военная часть покидает пределы республики, неофициально было известно более чем полгода назад. Республиканские власти при подготовке бюджета 2011 года уже исходили из того, что Бурятия недополучит налогов из-за перебазирования джидинской авиабазы. То есть государство на всех уровнях было в курсе того, что должно произойти с Джидой.
Но никаких мер никто не предпринял. Даже сейчас о проблеме стараются нигде и никак не упоминать, лишь вскользь, между делом, замечают, что надо бы обеспечить оставленное имущество охраной, да трудоустроить 600 новых безработных, оставшихся в поселке. При этом дальше слов дело не идет. Но, вообще-то, говорить об этом надо было еще полгода назад, а к нынешнему моменту у властей на все вопросы уже должны были быть ответы, разработаны меры по минимизации последствий, выделены средства. Но нет, федеральные власти вообще ничего делать не желают, республиканские обещают начать что-то делать лишь «по итогам первого полугодия 2011 года», а районные и поселковые администрации и вовсе сделать ничего не могут -- у них нет средств на ликвидацию, без преувеличения, социальной катастрофы таких масштабов.
Можно, конечно, сейчас начать обвинять разных конкретных чиновников в бездействии. Но эта критика будет правильной лишь отчасти. Здесь виноваты не какие-то отдельные государственные руководители. Виновата вся система.
Данная проблема, что называется, на стыке ответственности. Напрямую она не находится ни в чьей компетенции. Военные, исполняя приказ министра обороны, оставили ненужную им больше базу, республиканские власти не имеют к этому имуществу никакого отношения, муниципалитеты -- тоже. Если сейчас в Джиду приедет, например, Владимир Путин и спросит: «Кто виноват?», формально виновных не будет вообще.
Потому что формально государство и не должно заботиться о том, чтобы прекрасный благоустроенный поселок жил и процветал. Нет таких законов и инструкций, которые бы напрямую сказали, что все государственные органы как единое целое должны бороться за судьбу тысяч людей в этом поселке. Каждый чиновник на своем месте выполняет свою четко очерченную функцию, и за миллионом этих мелких функций не стоит никакая общая цель. Никто никому ничего не должен сверх его должностных обязанностей. Поэтому Джида умрет.
Так происходило во множествах поселков и городов по всей стране и в Бурятии. Например, в Новой Бряни, улицы которой сегодня выглядят как иллюстрация к фильму о войне. Примерно так же обстоят сейчас дела в Байкальске, где закрывается ЦБК -- никто ничего не может сделать. А главное, не должен, потому что «это не наша компетенция». И если завтра, например, закроется Селенгинский ЦКК, то в поселке Селенгинск будет то же самое.
Андрей Аносов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.