Баргузинскую проблему обсудили в Хурале

В понедельник в малом зале Народного Хурала прошел круглый стол, посвященный проблемам рыболовов Баргузинского района. Там с начала этого года сложилась непростая ситуация, которая, если сейчас ничего не предпринять, грозит перерасти в социальный конфликт.
A- A+
В понедельник в малом зале Народного Хурала прошел круглый стол, посвященный проблемам рыболовов Баргузинского района. Там с начала этого года сложилась непростая ситуация, которая, если сейчас ничего не предпринять, грозит перерасти в социальный конфликт.

Грянул гром

Речь идет о запрете на промышленный лов рыбы в акватории Забайкальского национального парка. Председатель Народного Хурала Матвей Гершевич рассказал, что парк был создан в далеком 1986 году правительством РСФСР, и в него вошли почти 210 тысяч гектаров лесов и около 370 тысяч гектаров прилегающей акватории Байкала.

- За эти годы национальный парк проделал огромную работу по сохранению нашей уникальной природы, - отметил Матвей Гершевич. – Но, естественно, возник вопрос о том, каким образом будет осуществляться рыбалка на территории национального парка. И тогда было указано, что рыбалка будет осуществляться в прежнем масштабе.

По принятому в 1995 году закону об особо охраняемых территориях вылов рыбы в промышленных масштабах на этих территориях было запрещен. В законе, однако, была оговорка, что лов рыбы могут осуществлять местные жители, для которых этот вид занятий является традиционным.

Гром грянул в конце прошлого года, когда 30 ноября был принят еще один федеральный закон, по которому в акватории охраняемых зон рыболовством заниматься могут только представители малочисленных коренных народов. Закон вступил в силу с 1 января этого года, и работа предприятий, занимавшихся ловом рыбы в этих водах, разом оказалась вне закона.

Изменение границ невозможно

По словам главы района Ивана Мельникова, сейчас пока проблема стоит не так остро. Основной рыболовный сезон начнется летом. И вот тогда все 150 человек, занятых на предприятиях в Усть-Баргузине, останутся без работы.

На круглом столе в качестве решения предлагалось вывести два залива - Чивыркуйский и Баргузинский, которые, по признанию и рыболовов и ученых, являются наиболее богатыми биоресурсами в Баргузинском районе, из национального парка и включить взамен в его границы Ушканьи острова с прилегающими водами. Последнюю идею горячо поддержал доктор биологических наук, профессор БНЦ Николай Пронин, но не только потому, что там водится хариус и нерпа, но и потому, что они являются, по словам профессора, очагом локального видообразования.

- Если Байкал - это мировая лаборатория видообразования, то Ушканьи острова - это микролаборатория в самом Байкале, - сказал он.

Что касается выведения двух заливов за границы национального парка, то этот путь был заведомо обречен на неудачу, потому что, по словам депутатов Хурала Ивана Калашникова и Арнольда Тулохонова, закон прямо запрещает изменять границы охраняемых зон. Правительство Бурятии уже не раз направляло в адрес правительства России предложения по изменению границы парка, на что каждый раз приходил отказ.

В то же время, даже по словам ученых-экологов, ведение промышленного рыболовства «в умеренных масштабах» в этих заливах не отражается на экологическом состоянии озера и на численности рыб. Иван Мельников рассказал, что до создания национального парка в баргузинских водах добывалось до 2 тысяч тонн рыбы ежегодно. На сегодняшний день эта цифра уменьшилась до 750 тонн, и если не будет найдено решение, то грозит еще уменьшиться.

Бурятия проспала закон

На вполне закономерный вопрос депутата Хурала Александра Коренева, почему изначально два залива были включены в границы парка, Арнольд Тулохонов ответил, что благодаря нам же самим.

- Наше правительство и Народный Хурал этот вопрос проспали, - сказал Арнольд Тулохонов. - Все законодательные акты делаются в Москве людьми, которые никогда не были за пределами Садового кольца. Почему мы не вмешивались в процесс?

Для решения проблемы, а как мы помним, границы парка изменить практически невозможно, он предложил изменить систему зонирования природоохранной территории, оставить заповедную зону такой, какая есть, а территорию и акваторию в пределах парка, где возможно ведение хозяйственной деятельности, увеличить.

- Увеличим то, что нам положено. Потому что новый закон предполагает новое зонирование. Но если его выполнят москвичи, будет то же самое, - сказал эколог.

Таким образом, требуется только законодательно внести изменения в зонировании парка в его существующих границах. Кроме того, уже несколько выйдя за рамки обсуждения, Тулохонов поставил вопрос о создании водоохраной зоны вокруг Байкала: «У нас Байкал - единственный водоем в России, который не имеет водоохраной зоны», - сказал депутат.

А этот факт в дальнейшем грозит большими неприятностями, в т.ч. туристическим объектам, строящимся на берегах озера:

- Сегодня мы стоим перед угрозой, когда построят «Байкальскую гавань» и появится водоохранная зона, нам придется «Байкальскую гавань» и все остальное сносить», - сказал Арнольд Тулохонов. Поэтому он предложил создать рабочую группу, которая отработает «мероприятия по реализации этого закона в интересах Баргузинского района».

Это тем более будет правильно, т.к. больше двадцати пяти лет назад при создании парка воды двух заливов включили в его границы в качестве рекреационной зоны, а не заповедной. Об этом сказал уже доктор географических наук, профессор ВСГУТУ Анатолий Иметхенов. А на территории рекреационной зоны возможно ведение в ограниченном масштабе хозяйственной деятельности. Поэтому изменение зонирования будет наиболее правильным решением, считает профессор.

Механизмы выхода из кризиса

Министр земельных отношений Маргарита Магомедова пошла еще дальше, предложив вообще оспорить включение вод двух заливов в состав национального парка.

- На сегодня Водный кодекс запрещает включение водного фонда в границы национального парка, - сказала она.

Хотя министр не уточнила, где именно будет оспариваться решение Совета министров РСФСР, но ее поддержала депутат Народного Хурала Анна Скосырская.

Вывести два залива из Национального парка будет очень сложно, еще раз повторил уже директор самого Забайкальского национального парка Михаил Овдин.

- Есть прецеденты по Сочинскому национальному парку, где территории выводились даже постановлением правительства России. Но после того как представители Greenpeace обратились в суд, эти постановления отменялись, - сказал Михаил Овдин.

Поэтому оптимальным решением будет, по мнению директора парка, внести изменения в закон, чтобы в исключительных случаях было разрешено заниматься рыболовством местным жителям.

Хотя выработать единое решение на круглом столе пока не удалось, были предложены вполне действенные механизмы, некоторые из которых, возможно, станут решением проблемы в будущем. А самое главное, по мнению главы Баргузинского района, то, что вопрос начал рассматриваться на высоком уровне.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.