Олимпийские надежды бурятских скалолазов

Скалолазы Бурятии подводят итоги очередного спортивного сезона. Семь месяцев они изучали новые, зачастую опасные вертикали и теперь закрепляют пройденный материал. Кроме этого спортсмены готовятся к новым, олимпийским вершинам, которые уже совсем близко.
A- A+
Скалолазы Бурятии подводят итоги очередного спортивного сезона. Семь месяцев они изучали новые, зачастую опасные вертикали и теперь закрепляют пройденный материал. Кроме этого спортсмены готовятся к новым, олимпийским вершинам, которые уже совсем близко.

Олимпийский «ТОП»

Программа подготовки скалолазов по степени сложности превосходит почти все известные виды спорта. Между тем ни одно спортивное направление не развивает волю и гибкость мышления так, как скалолазание.

- Нынешний год стал для нас знаковым, - отмечает президент Федерации скалолазания Бурятии Павел Колесов. - Наш вид спорта наконец-то вошел в программу Олимпийских игр в 2020-м году.

А это значит, что отбор теперь уже в олимпийскую сборную России по скалолазанию станет значительно жестче.

- Тем не менее у скалолазов из Бурятии есть шансы выступить на Олимпиаде, - подчеркивает Павел Колесов, - В том случае, если мы сумеем грамотно воспользоваться тем, что имеем. А имеем мы просто исключительные условия для тренировок в естественных условиях.

Во-первых, это семь горных хребтов, а также тренировочные полигоны, Загустайский и Куйтунский «столбы», скальные комплексы Горхон и Тадокта в Заиграевском районе. Те же красноярцы, лидеры российского скалолазания, о таких местах могут только мечтать. Между тем секрет успеха красноярских скалолазов до банальности прост - это стабильное финансирование и хорошо оборудованные базы для тренировок, как в спортзалах, так и в горах.

- В Улан-Удэ нет искусственного скалодрома для занятий по олимпийской программе, - продолжает Павел Колесов. - Те два зала, что использует федерация на данный момент, по большому счету, разминочные, годятся лишь для отработки основных навыков. Олимпийские тропы, от старта до финальной точки, или «ТОПа», подразумевают высочайшую степень сложности. Значит, тренировочные тропы должны быть еще сложнее.

Круче йоги

До конца спортивного сезона еще более чем два месяца, но бурятские скалолазы уже начинают подводить его итоги.

- Каждый тренировочный год мы знаменуем тремя чемпионатами республики, - отмечает Павел Колесов. - По каждой дисциплине в отдельности. Этой весной решили начать с «трудности». Отсев на предварительном этапе был очень жестким. До финала добрались только 15 спортсменов. Зато все в звании претендентов. Среди девушек особенно жесткое противостояние развернулось между Анной Синюшкиной и Анной Якубовской.

Среди мужчин шесть основных претендентов. Это Даши Аюшеев, Чимит Дамбаев, Тумэн Аюшеев, Артем Синюшкин, Антон Федотов и Дашинима Дондуков.

Первыми пока на разминочные тропы выходят Анна Синюшкина и Чимит Дамбаев. Женская трасса заметно легче, на ней больше зацепов. Мужская - практически голая отвесная стена. Тем не менее Чимит уже спустя полминуты добирается до отвесного карниза и, повиснув на одной руке, цепляет карабин у финальной точки и касается ладонью «ТОПа».

Однако следующий за Чимитом Даши Аюшеев, кандидат в мастера спорта по альпинизму, взбирается на стену еще быстрее. В зале раздаются аплодисменты, так соперники признают высокое мастерство Даши.

Анна Синюшкина проходит вертикальную тропу ровно, пока не очень быстро, но и не сказать, что медленно. Чуток увереннее берет эту же тропу профессиональный геолог Анна Якубовская.

- Это только кажется, что женская тропа значительно проще, чем мужская, - говорит Павел Колесов. Да, на женской тропе зацепов больше. Но раскиданы они хаотично, и подняться по ним не так уж и легко. Это все равно, что брать штурмом естественную скалу. У мужчин, кажется, зацепов вовсе нет. Но физически они крепче и потому без особых проблем проходят тропу за счет силы и гибкости. Общая задача для всех - преодолеть силу притяжения. Пожалуй, только скалолаз знает, насколько она коварна и непредсказуема. Всего один неверный шаг - и ты внизу, начинаешь все сначала.

То есть права на ошибку нет. Потому и те навыки, что вырабатывает в себе скалолаз, просто бесценны, подчеркивает Павел Олегович. И эффект от них даже круче, чем от занятий йогой.

Безопасность прежде всего

Но, пожалуй, самый важный момент в скалолазании - это ощущение безопасности. Скалолазы над ним работают годами. По большому счету, безопасность в спорте должна стать отдельным, независимым направлением, считает Павел Олегович. Но на все это требуются и отдельные средства.  

- Упасть даже с учебного скалодрома высотой в 30 метров - перспектива малоприятная. Чего уж говорить о естественных скалах и учебных стенах для подготовки олимпийцев. Потому каждая тренировка в скалолазании начинается с инструктажа, сначала тренерского, затем ученического. Даже опытному скалолазу категорически запрещено подходить к тренировочной стене без страховки. Исключение разве что боулдэринг, где все потолочные трассы застрахованы специальным многослойным покрытием, теми же матами.

Еще одна немаловажная особенность любого тренировочного процесса - это четко и строго сформированные группы, не более десяти человек в каждой.

Плотно забитые группы сложнее контролировать. К тому же они отнимают массу сил у тренера. В скалолазании это может иметь фатальные последствия.

- Ну, и не стоит забывать об ответственности тренера, - говорит Павел Колесов. Тренер по скалолазанию должен иметь особый допуск к работе с детьми, обязан пройти специальные педагогические семинары. Все это позволяет требовать от него неукоснительного соблюдения правил.

С момента включения скалолазания в список олимпийских видов спорта эти правила станут еще жестче, подчеркивает Павел Олегович. Но в итоге это позволит избежать несчастных случаев, которых в мире спорта, к сожалению, пока становится все больше и больше.

Болот Ширибазаров, для «Номер один"
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.