Чтобы печка грела

Сегодня поговорим о термостате. Это небольшая, но очень важная штучка весьма могущественна, ибо управляет температурой двигателя. А температура двигателя - это не только перегрев либо недогрев, но и впечатляющие последствия обоих явлений. В первом случае - «капиталка» или замена мотора, во втором - медленное достижение рабочей температуры и заодно повышенный расход топлива, холод в салоне, затянутые инеем стекла…
A- A+
Сегодня поговорим о термостате. Это небольшая, но очень важная штучка весьма могущественна, ибо управляет температурой двигателя. А температура двигателя - это не только перегрев либо недогрев, но и впечатляющие последствия обоих явлений. В первом случае - «капиталка» или замена мотора, во втором - медленное достижение рабочей температуры и заодно повышенный расход топлива, холод в салоне, затянутые инеем стекла…

Что такое термостат? Название происходит от греческих thermos - теплый и statos - неподвижный, стоящий. Это прибор для поддержания постоянства температуры. Автомобильный термостат регулирует температуру жидкости в системе охлаждения двигателя. Он ускоряет прогрев двигателя и поддерживает нужный ему тепловой режим работы.

Все просто. При запуске холодного двигателя охлаждающая жидкость имеет одинаковую температуру с окружающей средой. Чтобы сократить время прогрева двигателя, термостат не пускает антифриз в радиатор, позволяя жидкости циркулировать по так называемому малому кругу, только через рубашку охлаждения двигателя и радиатор отопителя салона.

При повышении температуры двигателя термостат приоткрывает клапан, перенаправляя поток горячей охлаждающей жидкости по большому кругу - подключая основной радиатор системы охлаждения. И в обратном порядке: при снижении температуры клапан термостата закрывается, пуская охлаждающую жидкость по малому кругу. Например, когда автомобиль с горячим двигателем выезжает на свободную трассу и поток воздуха ударяет в радиатор, остужая его, или когда мы включаем на всю катушку отопитель салона.

На горячем, прогретом до рабочей температуры двигателе (стрелка указателя температуры на середине шкалы) мы не только имеем полноценное отопление салона, но и более полное сгорание топлива, снижение токсичности отработанных газов и увеличение ресурса двигателя.

Как работает термостат? Главным компонентом является термоэлемент, заполненный твердым веществом (смесь гранулированного воска и порошков меди, графита и алюминия). При нагреве термоэлемента открывается и закрывается клапан термостата. Момент начала движения клапана и температура его полного открытия у каждой модели двигателя свои и обычно составляют 70-95 и 100-105 градусов соответственно. Температура начала срабатывания клапана указывается на его корпусе. Устанавливать в автомобиль следует термостат со значением, который предписывает производитель.

Как узнать, что термостат неисправен? Двигатель не прогревается до рабочей температуры или, того хуже, перегревается — это явные признаки. Но есть и косвенные: повышение расхода топлива, снижение динамики автомобиля, система отопления салона не справляется со своей миссией.

Неисправность термостата - это ограничение подвижности рабочего клапана. Клапан может заклинить как в одном из крайних положений, так и в промежуточном.
Если термостат заклинил в полностью закрытом положении, жидкость циркулирует по малому кругу, возможен перегрев двигателя практически в любом режиме движения, при любой положительной температуре воздуха и даже в небольшой мороз. Если термостат открывается, но не до конца, двигатель перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации автомобиля.

Если клапан термостата «завис» в полностью или частично открытом состоянии, охлаждающая жидкость циркулирует по большому кругу и до рабочей температуры двигатель будет прогреваться очень долго, а в зимнее время рабочая температура может и не быть достигнута. С исправной системой охлаждения при температуре воздуха ноль градусов двигатель должен прогреваться до рабочей температуры при движении за 5-10 минут.

В основном термостат выходит из строя по вине коррозии внутри радиатора: отслоившиеся частицы накипи осаждаются на термоэлементе, и он становится нечувствительным к изменяющейся температуре жидкости в системе, снижается его подвижность. А не надо было лить дешевенький тосол и доливать воду из-под крана…

Проверить исправность автомобильного термостата очень просто. Нужно запустить двигатель и потрогать верхний патрубок радиатора. При исправном узле он должен быть холодным вплоть до достижения температуры охлаждающей жидкости 60-70 градусов. После прохода данного рубежа патрубок должен постепенно нагреваться.

Или такая проверка: нагреть двигатель до рабочей температуры и заглушить, затем открыть капот и проверить рукой верхний и нижний шланги, которые отходят от радиатора снизу и сверху. Они должны быть на ощупь приблизительно одинаковой температуры. Если температура у них разная, значит, термостат неисправен. Главное, при проверке не обжечь руки, будьте осторожны.


Ольга Кокорина, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.