Пляжа не будет

Попытки организовать в Улан-Удэ официальное место купания обречены на провал
A- A+
Попытки организовать в Улан-Удэ официальное место купания обречены на провал

Город Улан-Удэ и его окрестности не приспособлены для купания на открытой воде и вряд ли когда-либо будут. Однако давление общественного мнения побуждает чиновников инициировать заведомо убыточные проекты.  

Почему тонем?  

Каждый год в Улан-Удэ на реках и карьерах тонут люди. Примерно третья часть из всех утопленников Бурятии приходится на столицу. В основном это либо люди в состоянии алкогольного опьянения, либо дети и подростки, оставшиеся без присмотра взрослых. В абсолютных цифрах это примерно так: в 2011 году в Бурятии утонуло 102 человека, из них 31 человек в Улан-Удэ. На начало купального сезона этого года утонуло два человека, оба в городе.

IMG_4302.JPG

Если посмотреть на Улан-Удэ с высоты птичьего полета, то можно увидеть как две реки, Уда и Селенга, проходят через весь город, образуя петли, отмели и затоны. Жилой массив в районах мясокомбината, 20-го квартала, Кирзавода, станции Дивизионной, улицы Трубачеева, Пристанской и т.д. практически вплотную прилегает к реке. Это старые дома, которым много лет. Люди, живущие там, привыкли купаться и ловить рыбу рядом с домом. И никакие запрещающие знаки не заставят перестать пренебрегать безопасностью.

IMG_4320.JPG

Очень любят купаться подвыпившие горожане в районе рынка «Народный», на этот же участок реки приходится наибольшая смертность. Старый автомобильный мост на Селенге в жаркие дни полон купающихся. Уда, вплоть до «генеральского моста» сплошь усеяна стихийными пляжами. Карьеры на Бурводе и возле ДНТ «Современник», несмотря на опасность, притягивают сотни горожан. Острова Комсомольский и Богородский - также излюбленные места нелегального купания.

Данная проблема на сегодня решается не в полной мере. Улан-удэнские спасатели каждый день патрулируют такие места, спасают жизни, но смертность остается на прежнем уровне.

Проблему могли бы решить общественные спасательные посты, которые предусмотрены в каждом муниципалитете согласно 312-му постановлению правительства России. В Бурятии планировалось создать 128 общественных спасательных постов в местах стихийного купания граждан. Но все как всегда упирается в деньги.

Слишком быстрые и грязные  

Как утверждают в МЧС по Бурятии, за всю современную историю, еще ни один человек не утонул на легальном пляже, которых по республике около трех десятков, а в Улан-Удэ ни одного. По логике ведомства, если будут открыты официальные пляжи со спасателями и прочей инфраструктурой, то тонуть люди станут меньше. В теории, смертность на воде можно будет свести к нулю. Однако создание официального пляжа -- дело хлопотное и очень непростое. В первую очередь в силу природных причин.

Скорость течения Уды и Селенги доходит до 16-17 метров в секунду, что более чем в три раза превышает требования к купанию людей. Чтобы открыть пляж, скорость реки не должна превышать пяти метров в секунду. Но таких показателей нет практически нигде по городу, кроме мелких проток и затонов.

IMG_4434.JPG

Не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологическое состояние рек и водоемов города, не позволяет предпринимателям, администрации и надзорным органам взять на себя ответственность за здоровье людей. И это не только техногенное загрязнение. Летом практически во всех реках просыпаются болезнетворные бактерии, жара, цветение водорослей и т.д. делают свое дело.

Пляжный остров 

За всю современную историю города у нас не было пляжей, а это, ни много ни мало, более двадцати лет. И только последние три года каждое лето его отсутствие становится заметным. Это обсуждается на межведомственных совещаниях, об этом пишут СМИ. В этом году, устав обещать, мэр города Геннадий Айдаев приказал своим подчиненным определиться с пляжем в трехдневный срок.

Им станет остров Комсомольский, который находится между Селенгой и протокой Степная. Сегодня там идет исследование дна, замеры глубины и течения. Для того чтобы сделать пляж по–настоящему рекреационной площадкой, планируется строительство кафе и других объектов за счет привлеченных средств инвесторов. Пока в проекте в качестве инвестора участвует только депутат горсовета и предприниматель Вадим Бредний, который, по некоторым данным, уже вложил около двух миллионов рублей. Администрация города же, со своей стороны, обещает построить инфраструктуру, подстанцию и скважины. Общая стоимость проекта на предварительном этапе - более пяти миллионов рублей.

Однако сомнения в том, что сам пляж, как место купания, все-таки когда-нибудь появится, есть, и это подтверждают в администрации города.

- Купаться в Селенге со стороны острова однозначно нельзя, там быстрое течение и есть воронки, - говорит начальник отдела природопользования и охраны окружающей среды комитета городского хозяйства Сэсэг Санжиева. – Есть надежда на протоку Степная, но там еще предстоят исследования. И даже если нас устроит скорость течения, то мы не сможем повлиять на Роспотрбнадзор. Если Роспотребнадзор скажет, что можно делать пляж при таком качестве воды, мы будем только рады. Но они дают нам бумаги, что везде, во всех контрольных точках, а их в границах города 16, ежегодно в купальный сезон появляются болезнетворные бактерии. Это риск, и для нас и для инвестора.

С позицией мэрии не согласны в МЧС.

- Нужно делать исследования непосредственно в излюбленных местах купания людей, а не в контрольных точках, и тогда будет ясно, действительно ли эти места не подходят. Даже если река слишком быстрая и грязная, то нужно принимать меры по эксплуатации места купания, - говорит начальник отдела ГИМС главного управления МЧС по Бурятии Игорь Солодимов. - Можно соорудить затоны, где скорость будет снижаться, огораживать, чтобы купающихся не сносило течением, и т.д. Если бы вода была настолько загрязнена опасными микроорганизмами, на что ссылается администрация города, то это уже была бы чрезвычайная ситуация.

При этом сам Роспотребнадзор уклончиво отвечает на вопрос о качестве воды. По информации «Байкал Дейли», ведомство не отрицает наличия болезнетворных бактерий, но утверждает, что вред эта вода может принести, если выпить два стакана залпом.

Дорогое удовольствие 

Несмотря на кажущуюся сложность причин отсутствия пляжа в городе, действительно важная всего одна. Это деньги.

Создание пляжа не выгодно при нынешних условиях для предпринимателей, иначе эта ниша давно была бы занята и приносила доход. Короткий купальный сезон, огромное количество бюрократических препон, природные риски и низкая покупательская способность населения не дают таким проектам уйти дальше бумаги.

IMG_4489.JPG

Так был заморожен проект строительства набережной стоимостью более чем в три миллиарда рублей. Проект не смог войти в федеральную программу, а денег инвесторов так и не дождался. Не менее интересные проекты планировались на месте слияния Селенги и Уды. Там должен был быть аквапарк. Но проект по разным причинам так и остался проектом.

- За последнее время мы общались с пятью-шестью бизнесменами, - говорит Сэсэг Санжиева. - Предприниматели просчитывают риски. И они велики. Никакие понижающие коэффициенты по аренде участка не предусмотрены. Не факт, что ты сегодня вложишься, а завтра не придет Роспотребнадзор и не закроет тебя. Требования законодательства не простые. Например, если делать аквапарк или открытый бассейн, то воду из реки брать нельзя, сливать тоже, необходимы поля фильтрации и так далее, и так далее.

В Улан-Удэ есть даже примеры стартовавших «водных» проектов, но закончившихся неудачей. Пляж «Наран Бич» в пригородном Эрхирике, открывшийся в прошлом году, просуществовал всего один сезон. Несмотря на то, что владельцы пытались разнообразить программу, облагородили территорию, очистили воду, а на открытии был сам министр культуры Тимур Цыбиков, на второй сезон пляж не открылся.

Евгения Балтатарова, «Номер один».

фото Руслана Балтатарова

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.