Переступить черту

Расширение столицы Бурятии увязло в дебрях согласований
A- A+
Расширение столицы Бурятии увязло в дебрях согласований

Идея правительства Бурятии во главе с Вячеславом Наговицыным расширить границы Улан-Удэ крепко завязла где-то в «вертикали власти». О необходимости расширить черту города говорят, наверное, уже больше двух лет. Но «воз» и ныне не может пересечь черту города.

Сломанный микрофон

На прошлой неделе в мэрии Улан-Удэ обсудили расширение территории.

Собрались посланцы трех сопредельных сельских районов, правительства и самой мэрии. Важную тему обсудили перед пиком отпусков. Чиновничья братия будто надеется – обсудим, напишем бумагу, запустим по каким-нибудь учреждениям, за лето забудется, а потом суета с отоплением, ноябрьские праздники, Новый год…

Фактически в зале заседаний мэрии из открытых сторонников расширения города был лишь представитель правительства Бурятии – Маргарита Магомедова, и.о. министра имущественных и земельных отношений. Она естественный сторонник расширения. Ей по службе полагается проводить «линию Наговицына».

Только высокопоставленная гостья мэрии начала излагать предложения правительства, как у нее вдруг... забарахлил микрофон. Звук то появлялся, то исчезал. Слушать было невозможно.

Через некоторое время к креслу, куда хлебосольная мэрия усадила Магомедову, подошел техник и с проницательным видом нажал у микрофона кнопку «говорить». Микрофон якобы вновь зажегся, и.о. министра продолжила доклад, но тут он снова «вышел из эфира»... Катавасия с микрофоном выглядела совсем не по-джентльменски. В итоге микрофонная история все же закончилась. И, надо сказать, без заметных «достижений». Сбить Маргариту Магомедову с делового настроя не удалось. Правда, часть доклада была прочитана просто голосом, и не во всех частях зала было хорошо слышно.

План-максимум и план-минимум

Бурятское правительство выдвинуло большие предложения. Город должен прирасти за счет всех крупных пригородных районов. По Прибайкалью вопросов нет. Район дал согласие на включение в черту города земельного участка в радиусе 36-го километра. Два других урезаемых района – против. Город же хочет прирастать лишь 6 небольшими земельными участками. А поселения он предпочитает оставить в чужой юрисдикции.

- Город почему-то ориентировался на свободные земельные участки, – немного съехидничала и.о. министра. – Но мы не пытаемся только разово решить проблему обеспечения реализации закона о предоставлении бесплатных земельных участков. Мы должны смотреть в перспективу развития города.

«Я в очень большом затруднении», - грустно произнес мэр Улан-Удэ.

И отказать главе Бурятии трудно, и брать проблемные заселенные территории нет желания. В мэрии витала настоящая, большая печаль.

Рабочая группа № 2  

Чиновничья поговорка гласит: хочешь «похоронить» дело -- создай рабочую группу. Кажется, Вячеслава Наговицына решили взять «на измор», а идею тихо «слить». Хотя не секрет, что для него расширение Улан-Удэ на перспективу 700 тыс. населения – это очень символьный проект.

- Из 10 муниципальных образований районного и поселенческого уровня только 5 представили информацию. В основном получены отрицательные заключения. Но мы готовы выслушать замечания, и если предварительное одобрение будет, то мы готовы начать работу с населением поселений по проведению, скорее всего, местного референдума, – отмечает волокиту Маргарита Магомедова.

Правда, в том же Иволгинске не волокитили. Реакция была мгновенной. Стоило «Межведомственной комиссии по определению границ муниципальных образований» коснуться расширения города, как буквально на второй день райсовет вынес решение, что земли не отдадут ни пяди.

«Может быть, пойти поэтапно? В сторону Ошурково еще земли есть», -- указал на свободное пространство мэр.

Город готов к мини-расширению за счет 6 свободных участков. А на 28-й минуте Геннадий Айдаев вынул туз. Предложил создать рабочую группу во главе с зампредом правительства Чепиком.

«У нас такая рабочая группа уже создана, и Александр Евгеньевич ее руководитель», -- удивилась и.о. министра.

«В той группе у Чепика, понимаете, одни начальники. А нам нужны специалисты, которые будут все считать», - упрямо гнул свое мэр.

В общем, рабочих групп становится все больше.

Чем закончится перетягивание каната, непонятно, поэтому политика мэрии многовариантна. Не желая максимального расширения, мэрия все равно имеет его в виду. Мэр запасливо, наперед, говорил и о помощи Бурятии по школам, коммунальным льготам, амбулаториям, инфраструктуре присоединяемых территорий. «Дорог там вообще нет», - заявил мэр. Ему была обещана помощь республики…

О чем молчат районы?

Вынося отрицательные решения по передаче земель Улан-Удэ, чиновники в районных столицах говорят о защите простых людей. Но есть еще один аспект.

После передачи территорий с селами численность населения в сопредельных районах резко упадет. С эмоциональной стороны, это грустно. Управлять многолюдным районом престижно, интересно, им всегда больше внимания. Но дело не только в эмоциях.

Численность населения влияет на финансовую помощь республиканского и федерального бюджетов. Меньше народа - меньше денег. В том числе на зарплату руководства. Сегодня он получает 120 тыс. руб. в месяц. А станет 60 тыс. руб. Ощутимая потеря.

При обсуждении расширения этот чувствительный момент всегда остается вне зоны внимания. Он скрыт за шумом вокруг застройки, транспорта, дорог… Кто из руководителей Иволгинского, Заиграевского и Тарбагатайского районов готов пойти на резкое падение своих доходов? Вглядитесь в лица глав указанных районов и сами ответьте на этот вопрос. На заседании дошло до радикальных слов.

- Предлагается практически полрайона передать в черту города. Тогда давайте, Геннадий Архипович, вливаемся всем тарбагатайским колхозом. Меня делаем замом. И вперед. Что мелочиться? - сказал глава Тарбагатайского района Алексей Трифонов.

Он же призвал идти помедленнее, «не дергать тигра за хвост, не будоражить тем более перед выборами в Народный Хурал. Потом само по себе время придет, люди созреют». Прозвучало дерзко, как предупреждение, что районные власти прямо или косвенно могут выступить против «Единой России».

«В Иркутске такая идея провалилась, – вспомнил старую новость Айдаев. - Они хотели Ангарск, Шелехов и Иркутск объединить в один город-миллионник. Ангарск и Шелехов категорически отказались».

«Третья часть Московской области ушла в Москву», - возразила Магомедова.

Лидеров расширения не пригласили  

Вопреки мнению властей Иволгинского района, входящее в него Сотниково стремится войти в черту города. Посланец райадминистрации попытался принизить это. Дескать, многие бюджетники против и опасаются роста земельного налога, а также уменьшения льгот.

- Если схема концептуально принимается, то тогда мы должны отработать все вопросы, найти варианты возмещения сумм. Говорить, что после присоединения к городу сразу земельный налог увеличится, - не совсем правильно, - разъяснила Маргарита Магомедова.

В ходе заседания мэр стал искать в зале главу Сотниковского поселения Ширапа Гармаева. Как ни странно, его не было.

- Я не знал про заседание. Меня на него не пригласили. Если бы позвали, то я обязательно был бы, - вкратце отметил Ширап Гармаев, когда позднее газета связалась с ним по поводу его отсутствия. – Наше сельское поселение за присоединение к Улан-Удэ. Это поддержано сельским сходом, а также Советом депутатов поселения.

С созданием второй рабочей группы расширение Улан-Удэ увязло в согласованиях еще сильнее.

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.