«Алтаргана» не для всех
Юбилейный десятый фестиваль бурятской культуры и спорта «Алтаргана» прошел в поселке Агинское Забайкальского края. Проникнуться духом необычного этнического мероприятия и понять его суть попытался корреспондент «Номер один».
Юбилейный десятый фестиваль бурятской культуры и спорта «Алтаргана» прошел в поселке Агинское Забайкальского края. Проникнуться духом необычного этнического мероприятия и понять его суть попытался корреспондент «Номер один».
В маленький бурятский поселок в полутора сотнях километров от Читы съехалось несколько тысяч участников, СМИ и просто гостей. Население Агинского на три дня увеличилось в полтора раза. Безусловно, несмотря на тщательную подготовку, поселок оказался не готов к такому нашествию.
Суета сует
«Алтаргана» как фестиваль зародилась в начале 90-х в Монголии как символ связи всех бурят мира, независимо от места проживания. Помимо песенных и художественных конкурсов неотъемлемой частью праздника стали спортивные соревнования по национальным видам спорта: борьбе, стрельбе из лука, конным скачкам и шахматам.
Фестиваль проходит раз в два года в разных странах. Пока чаще всего «Алтаргана» проходила в Монголии. В 2006 году она состоялась в Улан-Удэ и, скорее всего, следующая, в 2014-м, внепланово пройдет там же. Дело в том, что Китай, где проживают шэнэхэнские буряты, отказал оргкомитету в проведении «Алтарганы». Причина отказа неизвестна.
В ходе подготовки к нынешнему фестивалю тоже были внеплановые перестановки. Изначально «Алтаргана» должна была пройти в столице Забайкальского края Чите. Но столичные власти также отказались без объяснения причин, поэтому мероприятие прошло в Агинском.
По некоторым данным, отказы происходят из-за слишком большого количества участников и слишком маленького бюджета. Чтобы проводить «Алтаргану» на подобающем уровне, необходимы серьезные деньги. Но до сих пор у организаторов нет единой стратегии по этому поводу. На сегодня основную часть затрат несут сами участники и делегации регионов. Ни частных спонсоров, ни единого фонда «Алтарганы» не существует.
Ноен - птица гордая
По словам участников «Алтарганы» прошлых лет, это действительно фестиваль кочевников, непритязательный, походный и немного «бардачный». Чтобы понять его, нужно отбросить европейские представления о культурных мероприятиях, где правит демократия и «все включено».
Странно было наблюдать, как в поселке, где проходит многотысячное событие, в восемь вечера закрываются практически все кафе и закусочные, а рестораны отдаются под спецзаказ чиновникам. Поесть вечером в фестивальном Агинском было проблематично.
Две гостиницы поселка были заранее забронированы под проживание чиновников. Остальных, в том числе и журналистов, селили как попало: кого-то в палаточный городок после прошедшего ливня, кого-то в школу по десять коек в кабинете, без душа, с туалетом на этаже. Причем за все это «удовольствие» надо было платить.
Передвижение в поселке не было организовано. Либо бегаешь несколько километров пешком с одного мероприятия на другое, либо берешь такси, цены на которые завышены в несколько раз. Большинство простых зрителей не смогло увидеть церемонию открытия праздника. Маленький стадион не смог вместить десять тысяч желающих, поэтому очень много людей пытались что-то рассмотреть через решетчатую ограду стадиона.
Конкурс «Дангина» и вовсе отметился скандалом. Небольшой киноконцертный зал «Амар Сайн» был забит под завязку, очередь осаждала двери. И полиция не нашла ничего умнее, как закрыть зал изнутри на ключ.
Вообще осталось такое горькое ощущение, что праздник этот делается не для людей, а для руководства. Чтобы люди в строгих костюмах могли поставить галочку в своем плане национальной политики.
Евгения Балтатарова, «Номер один».
В маленький бурятский поселок в полутора сотнях километров от Читы съехалось несколько тысяч участников, СМИ и просто гостей. Население Агинского на три дня увеличилось в полтора раза. Безусловно, несмотря на тщательную подготовку, поселок оказался не готов к такому нашествию.
Суета сует
«Алтаргана» как фестиваль зародилась в начале 90-х в Монголии как символ связи всех бурят мира, независимо от места проживания. Помимо песенных и художественных конкурсов неотъемлемой частью праздника стали спортивные соревнования по национальным видам спорта: борьбе, стрельбе из лука, конным скачкам и шахматам.
Фестиваль проходит раз в два года в разных странах. Пока чаще всего «Алтаргана» проходила в Монголии. В 2006 году она состоялась в Улан-Удэ и, скорее всего, следующая, в 2014-м, внепланово пройдет там же. Дело в том, что Китай, где проживают шэнэхэнские буряты, отказал оргкомитету в проведении «Алтарганы». Причина отказа неизвестна.
В ходе подготовки к нынешнему фестивалю тоже были внеплановые перестановки. Изначально «Алтаргана» должна была пройти в столице Забайкальского края Чите. Но столичные власти также отказались без объяснения причин, поэтому мероприятие прошло в Агинском.
По некоторым данным, отказы происходят из-за слишком большого количества участников и слишком маленького бюджета. Чтобы проводить «Алтаргану» на подобающем уровне, необходимы серьезные деньги. Но до сих пор у организаторов нет единой стратегии по этому поводу. На сегодня основную часть затрат несут сами участники и делегации регионов. Ни частных спонсоров, ни единого фонда «Алтарганы» не существует.
Ноен - птица гордая
По словам участников «Алтарганы» прошлых лет, это действительно фестиваль кочевников, непритязательный, походный и немного «бардачный». Чтобы понять его, нужно отбросить европейские представления о культурных мероприятиях, где правит демократия и «все включено».
Странно было наблюдать, как в поселке, где проходит многотысячное событие, в восемь вечера закрываются практически все кафе и закусочные, а рестораны отдаются под спецзаказ чиновникам. Поесть вечером в фестивальном Агинском было проблематично.
Две гостиницы поселка были заранее забронированы под проживание чиновников. Остальных, в том числе и журналистов, селили как попало: кого-то в палаточный городок после прошедшего ливня, кого-то в школу по десять коек в кабинете, без душа, с туалетом на этаже. Причем за все это «удовольствие» надо было платить.
Передвижение в поселке не было организовано. Либо бегаешь несколько километров пешком с одного мероприятия на другое, либо берешь такси, цены на которые завышены в несколько раз. Большинство простых зрителей не смогло увидеть церемонию открытия праздника. Маленький стадион не смог вместить десять тысяч желающих, поэтому очень много людей пытались что-то рассмотреть через решетчатую ограду стадиона.
Конкурс «Дангина» и вовсе отметился скандалом. Небольшой киноконцертный зал «Амар Сайн» был забит под завязку, очередь осаждала двери. И полиция не нашла ничего умнее, как закрыть зал изнутри на ключ.
Вообще осталось такое горькое ощущение, что праздник этот делается не для людей, а для руководства. Чтобы люди в строгих костюмах могли поставить галочку в своем плане национальной политики.
Евгения Балтатарова, «Номер один».