Садыка взяли из-за нефрита

На прошлой неделе прояснились некоторые обстоятельства ареста крупного криминального авторитета Бурятии. Несмотря на то, что арест был произведен в рамках уголовного дела по статье «Вымогательство», правоохранительные органы делают акцент на том, что группировка Садыка контролировала незаконную добычу нефрита.
A- A+
На прошлой неделе прояснились некоторые обстоятельства ареста крупного криминального авторитета Бурятии. Несмотря на то, что арест был произведен в рамках уголовного дела по статье «Вымогательство», правоохранительные органы делают акцент на том, что группировка Садыка контролировала незаконную добычу нефрита.

Самый опасный

- Нами ликвидировано организованное преступное формирование, которое занималось разбоем, грабежами, вымогательством. В том числе занималось незаконным оборотом нефрита. Сейчас очень активно проводятся оперативные мероприятия. На сегодня 5 человек арестовано, в том числе лидер формирования. Оно было самым организованным, самым опасным в нашей республике, – сообщил депутатам Хурала во время отчета о работе полиции министр МВД Бурятии Александр Зайченко.

Наверное, в данном случае уместно провести аналогию со знаменитым американским гангстером Аль Капоне, которого «упекли» за решетку по обвинению в уклонении от уплаты налогов, хотя всем было известно, что претензий к этому преступнику гораздо больше. Претензий к Садыку у правоохранительных органов также гораздо больше, чем официально озвучивается сейчас. Но основная претензия – незаконный контроль над добычей нефрита – не может быть юридически предъявлена.

Уже много лет в Бурятии говорится о том, что добыча нефрита ведется у нас большей частью нелегально и не приносит практически никаких налоговых поступлений в бюджет. Постоянно слышались призывы о том, что в этой сфере пора навести порядок. Однако все инициативы и действия оканчивались ничем. Даже когда правоохранительные органы производили аресты незаконно добытого нефрита, никаких последствий для нелегалов это не несло.

Одной из причин этого являлось то, что полиция была вправе заниматься «нефритовыми» правонарушениями только в рамках общеуголовных дел – краж, разбойных нападений и прочего. Собственно за незаконную добычу нефрита и его реализацию возможна только административная ответственность, поскольку нефрит не определен как драгоценный или полудрагоценный камень.

«Редкая неделя проходит без того, чтобы руководитель нефритодобывающего предприятия не прислал в мой адрес письмо о том, что на территории района одновременно находятся 100-150 человек, которые варварским способом добывают нефрит, наносят ущерб и так далее. Несколько вояжей мы туда сделали, что, кстати, очень дорогое удовольствие. Но, во-первых, люди заранее узнают, и пока мы добираемся, все эти незаконные нефритодобытчики разбегаются. Но даже если они остаются на месте, мы не можем запретить им находиться в лесу. Никто при нас работы по добыче нефрита не производит. Получается замкнутый круг», - говорил министр МВД по Бурятии несколько месяцев назад.

Юридических механизмов вернуть эти процессы в законное русло нет. А там, где царят неформальные отношения, власть переходит в руки бандитов. Как нам стало известно из достоверных источников, за группировкой Садыка правоохранительные органы внимательно следили уже как минимум год. Все в Бурятии помнят случай с перестрелкой в Тункинском районе в январе этого года, когда тамошними жителями был застрелен один из молодых участников группировки Садыка. Тогда правоохранительные органы начали слежку буквально за всеми членами группировки. Однако тогда под следствие попали лишь стрелявшие в «садыковских» тункинские жители.

Перемена лиц?

Против Садыка действовать полиция стала лишь сейчас, после «счастливого случая» - обращения с заявлением о вымогательстве также не совсем чистого с точки зрения закона гражданина под кличкой Ринча.

Можно, конечно, порадоваться тому, что наконец-то после стольких лет в нефритовом бизнесе начали наводить порядок. Однако каких-то особых перемен эти громкие аресты не принесут. Поскольку причины, ведущие к криминализации нефритовой отрасли, не устранены. До сих пор незаконная добыча нефрита не внесена в списки уголовно наказуемых деяний.

По словам министра МВД Бурятии Александра Зайченко, только сейчас на федеральном уровне ведется работа по внесению нефрита в статью 191 УК РФ «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга».

«На практике это будет означать, что любые действия с нефритом – добыча, перевозка, хранение – будут признаваться незаконными и уголовно наказуемыми», - сказал Александр Зайченко, выразив надежду, что изменения будут-таки внесены в закон.

Когда это произойдет – неизвестно. А до тех пор на смену Садыку будут постоянно приходить новые авторитеты, которые вновь возьмут все под свой контроль. Возможно, что вообще сама по себе операция против Садыка – всего лишь перемена лиц, от которой по большому счету ничего не изменится.

Артем Самсонов, «Номер один».    
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.