Тяжелая доля физкультурника

В День учителя преподаватели одного из самых неоднозначных школьных предметов поделились своими проблемами.
A- A+
В День учителя преподаватели одного из самых неоднозначных школьных предметов поделились своими проблемами.

Зачем нам физ-ра?

По данным минздрава Бурятии, более 65 % учеников школ имеют проблемы со здоровьем, только 25 % старшеклассников считаются практически здоровыми. Свыше 50 % допризывной молодежи не могут выполнить минимальные нормативы физической подготовки.  

Для того чтобы повысить показатели здоровья учеников, во всех школах республики с этого учебного года ввели третий урок физкультуры в учебной неделе. Этот эксперимент, проводимый в нескольких школах, должен помочь школьникам стать здоровее.

- Три урока физкультуры – это большой шаг вперед, - говорит преподаватель физкультуры школы № 26 города Улан- Удэ Анатолий Михненко. - У меня один урок игровой, на втором легкая атлетика, третий же посвящен силовым нагрузкам. Но опять же между ними должны быть перерывы. А в расписании порой физкультура идет три дня подряд.

Но, несмотря на первые положительные результаты, главной проблемой физкультуры остаются нехватка спортивных площадок и банальный дефицит профессиональных «физруков».

По официальным данным 32 % спортивных залов образовательных учреждений Бурятии нуждается в капитальном ремонте, 64 % -- в оснащении современным учебно-спортивным оборудованием и инвентарем.

Нет кадров, нет зарплаты

26-я школа - одна из самых благополучных в Улан-Удэ по части спортивной инфраструктуры. В отличие от большинства средних школ города, здесь есть два спортзала и новый стадион с искусственным футбольным полем. Однако материальная база - лишь первый шаг на пути к оздоровлению школьников и спортивным успехам.

- Когда появятся легкоатлетические дорожки, то спортивный комплекс будет завершен. Тогда мы сможем с полным правом требовать с учителей физкультуры результатов на спартакиадах, - говорит директор школы Людмила Мункуева. – Кадры - это главная проблема школы, текучка очень большая. Каждый год в школу приходят 10-12 человек на практику с БГУ и педколледжа, но, к сожалению, молодые специалисты не идут работать в школу из-за низкой зарплаты. По новой системе зарплата учителя физкультуры должна расти за счет стимулирующей части. Она складывается из успешных выступлений на районных, городских и всероссийских массовых соревнованиях.

Однако на практике выходит плачевная ситуация. Несмотря на результаты, молодой физрук в школе за месяц работы получит на руки не больше 7-8 тысяч рублей. Такими деньгами трудно заманить выпускников университета и даже колледжа.

Выпускница педколледжа Анжелика Самбялова пришла в школу из любви к спорту. Обладательница первого разряда по легкой атлетике рада учить детишек спортивным навыкам, но на всякий случай получила второе образование по специальности «менеджер».  

- В работе меня все устраивает, кроме зарплаты. Думаю, нужно не только повысить зарплату молодым учителям, но и стимулировать их как врачей, – говорит девушка. -
В случае с учительской заработной платой не спасает даже стаж.

Опытные учителя физкультуры наравне с новичками также недовольны низкой зарплатой.

- Даже у меня при первой категории и большой нагрузке выходит сумма в 15000 рублей. Хотя чиновники говорят о мифической средней зарплате в 20 тысяч, – возмущается учитель физкультуры с 20-летним стажем Анатолий Михненко. - А если мои школьники не займут никаких мест, то зарплата упадет до 13 тысяч.

При такой низкой зарплате учителя физкультуры работают с утра до вечера. В течение дня уроки, потом занятия в секциях и тренировки. Не говоря о выездах на соревнования.

- На подготовку к спартакиаде времени тратится больше, чем на уроки. А отмечают только победителей. К тому же к спартакиаде школьников готовят тренеры, которые прикреплены к школе. Это несправедливо, ведь тренеры готовят спортсменов, а учителей нужно оценивать по урокам, – отмечает Анатолий Михненко.

В 2010 году прошел первый и последний в истории республиканский конкурс профессионального мастерства «Лучший учитель физкультуры Бурятии». Обладателем главного приза – однокомнатной квартиры в Улан-Удэ -- стал преподаватель Илькинской средней школы Заиграевского района Олег Николаев.

Такие конкурсы могли бы стимулировать молодежь, но конкурс, к сожалению, по многим причинам продолжения не получил.

Свет в конце тоннеля

С первого октября 2012 года обслуживающий персонал школ Бурятии перестанет финансироваться за счет школьного фонда оплаты труда. Как сообщили в министерстве образования республики, высвобождаемые при этом средства будут направлены на повышение заработной платы учителей.

До конца текущего финансового года средний доход педагога должен достичь размера в 20277 рублей. В республиканском бюджете предусматриваются субсидии в сумме 50 миллионов рублей на выплату в четвертом квартале заработной платы работникам, замещавшим должности младшего обслуживающего персонала и переведенным на финансирование из местных бюджетов.

Соответствующие поправки в республиканский закон о бюджете, как ожидается, будут внесены на очередной сессии Народного Хурала. В рамках модернизации общего образования республика должна довести размер заработной платы до средней по экономике региона. При этом важен сам механизм повышения зарплат. Учитываются квалификация, профессиональные качества, отношение учителей к работе.

Лев Хандажапов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.