Бурятский театр оперы и балета поставил «Лебединое озеро»

Премьера этого неувядающего спектакля прошла на сцене московского Большого театра 20 февраля 1877 года. С тех пор он тысячи раз переделывался, служил основой для творческих экспериментов, создания кинолент, музыкальных композиций и т.д. На сегодняшний день «Лебединое озеро» присутствует в репертуаре практически каждого уважающего себя театра. В чем же секрет русского шедевра?
A- A+
Премьера этого неувядающего спектакля прошла на сцене московского Большого театра 20 февраля 1877 года. С тех пор он тысячи раз переделывался, служил основой для творческих экспериментов, создания кинолент, музыкальных композиций и т.д. На сегодняшний день «Лебединое озеро» присутствует в репертуаре практически каждого уважающего себя театра. В чем же секрет русского шедевра?

Легкость и изящество

Быть может, все дело в музыке Чайковского, а может быть, и в хореографии М. Петипа и Л. Иванова, которую называют гениальной. Добавить к этому вечные темы любви, борьбы добра и зла, черного и белого, тему «человек - природа», пальцевую балетную школу, красоту балерин, исполняющих главные партии, и многое другое.

- В балетном искусстве «Лебединое озеро» считается показательным спектаклем, который демонстрирует уровень развития театра, - говорит Владимир Кожевников, режиссер-балетмейстер спектакля. - Он должен быть в каждом театре, тем более в академическом. Если театр способен показать «Лебединое озеро», значит, он живет.

Российское классическое наследие содержит в себе все, чему учат артистов балета с малых лет. Поэтому танцорам для игры в «Лебедином озере» необходимо приложить максимум усилий. Техника, пластика, актерское мастерство -- множество нюансов, над которыми артисты долго и много работают.

Одна из миссий балета - это демонстрация красоты в ее классическом понимании: правильность линий, тонкость, можно даже сказать, безупречность образов. В «Лебедином озере» эта миссия четко очерчена. Зритель не должен видеть, насколько тяжело даются артистам все эти фуэте, апломбы и т.д. - он должен видеть только легкость и изящество.

Ступень карьеры

Лии Балдановой, исполнительницы главной партии Одетты-Одиллии, понадобилось два месяца, для того чтобы предстать перед публикой в этом спектакле.

- Подготовка шла долго, - рассказывает Лия Балданова. - Сначала мне легче давался один образ - Белого лебедя, так как он ближе моему характеру. И сложно было работать над Черным лебедем. Был период, когда я отстранялась от роли Белого лебедя и воплощала Черного лебедя. В такие моменты было тяжело войти в образ Белого. Но с возрастом, когда человек начинает морально и эмоционально созревать, я начала понимать эти две противоположности.
Зайдя за кулисы, можно было видеть балерин, устало вытянувших ноги.

«Лебединое озеро» - для балерины это ступень, необходимая для того, чтобы подняться на уровень выше, - продолжает Лия Балданова. - Это самый сложный классический балет. Тут и техника, и линии, и кантилена. Надо чтобы все было плавно, тонко, красиво, изящно и чтобы технично, быстро, энергично. Нужно также уметь показать перевоплощение «добро-зло», а затем «зло-добро», причем зло должно быть красивым, обольстительным, коварным, а добро - тонким, чувственным и ранимым. И если балерина выдерживает этот экзамен и справляется и с технической стороной и драматической, значит, она настоящая балерина.

Красивая сказка о любви

Партию Одетты (белого лебедя) впервые Лия Балданова исполнила, учась в хореографическом училище, занималась с Ларисой Сахьяновой и Петром Абашеевым. Сегодня балерина работает над образами с репетиторами Татьяной Муруевой и Баярто Дамбаевым.

- Заходим в Интернет, смотрим на других звезд балета, нам ведь надо что-то у кого-то подсмотреть, взять что-то свое, - делится балерина. - Не всем подходит одна и та же поза или жесты. И каждое движение надо нарабатывать в балетном зале каждый день по 3-4 часа. А когда ты выходишь на сцену, где вместо зеркал глаза зрителей, ты переживаешь невероятные эмоции.

Произнося эти слова, Лия Балданова эмоционально взмахивает руками. Видно, что балерина любит свою работу и очень переживает за каждое выступление. «А как вам спектакль? Мне больше подходит образ Белого или Черного лебедя?» - начала задавать прима театра оперы и балета встречные вопросы.

Такой анализ выступления Лия Балданова проводит каждый раз, когда выходит на сцену. После спектакля, собравшись в каком-нибудь кафе вместе со своими друзьями - тоже артистами балета, она слушает критику, похвалу и делает выводы.

- Это один из моих любимых балетов, самая красивая сказка о любви, - комментирует Лия Балданова. - Когда слушаю музыку Чайковского, белое адажио, мне хочется плакать. В этот момент я рассказываю Зигфриду (принц, главный герой спектакля) свою грустную историю о том, как меня заколдовали. И какой бы у меня ни был партнер, в тот момент он становится для меня самым дорогим, самым любимым. Я на него смотрю, и если он отвечает взаимностью, то мы как будто отстраняемся от всех и получаем эмоциональный заряд, душевное умиротворение. А когда я танцую Черного лебедя, у меня будто чертик просыпается, появляется адреналин, озорство, хочется заигрывать, смеяться, даже издеваться. Может, по характеру я и не такая, но когда все это будишь внутри себя, то бывает интересно за собой наблюдать.

Соня Матвеева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.