Дело о черном «нале»

Владелец самой крупной финансовой «прачечной» Бурятии получил 2 года условно
A- A+
Владелец самой крупной финансовой «прачечной» Бурятии получил 2 года условно

В начале года вступил в силу приговор по самому большому делу о теневых финансовых сделках в Бурятии. Через конкретного человека крупнейшие компании Улан-Удэ несколько лет обналичивали средства для своих нужд. В деле фигурируют министр правительства Бурятии, сити-менеджер, знаменитые своими мутными историями с бюджетными средствами предприниматели Турченюк и Глазков, десятки других известных предпринимателей и компаний.  

Наличка нужна всем  

Схема, по которой работал 38-летний Игорь Запарин, была вполне обычна для наших экономических реалий. Налоги высоки, страховые взносы платить многим не хочется. Большие цифры теневого капитала и оборота финансов не скрывают и в правительстве России. В Бурятии до этого дела не было прецедентов обнаружения столь масштабного движения не учтенных нигде средств.

По данным следствия, всего через фирмы Запарина было привлечено и обналичено 657 миллионов рублей. Обналичивались деньги под 5-процентное вознаграждение. Схема действовала неполных три года с 2007 по 2010 год. Услугами Запарина пользовались десятки крупнейших предпринимателей Бурятии, а также бюджетные учреждения. Львиная доля средств поступала на обналичку от освоения государственных средств.  

Начиналось все прозаично. Игорь Запарин в июне 2007 года арендовал квартиру на Ленина, 9. Расставил компьютеры, телефоны и подключился к Интернету. Далее он обратился к своим знакомым и родственникам (вплоть до матери и жены) с просьбой открыть несколько ООО и зарегистрироваться индивидуальными предпринимателями. На свет появились фирмы «Реалстрой», «Строй-Сервис», «Альфа-Монолит» и другие.

А затем Игорь Запарин двинулся искать клиентов, и крайне преуспел в этом. Вот как описывал ситуацию следствию бывший гендиректор «Улан-Удэнская управляющая компания» Цыренжапов: «Денежные средства, которые надо было обналичить, необходимо было перечислить на счета фирм по названным Запариным реквизитам. При необходимости в оправдательных документах тот мог оформить: счет-фактуры, транспортные накладные, договоры, то есть сделать любые документы. Свои услуги Запарин оценивал в 5 % от суммы обналичивания».  

Прачечная Турченюка

В итоге в течение 2007-08 годов Цыренжапов по просьбе Глазкова и Турченюка неоднократно пользовался такой услугой. Запарин давал реквизиты, Глазков и Турченюк от МУП «Улан-Удэстройзаказчик», «Патриот», «Бизнес-Трейд», «Магистраль-Строй-Сервис», «Сибэнергострой» и других перечисляли деньги. Обналичка занимала 4-5 дней, и сумма за вычетом 5 % возвращалась наличными деньгами Глазкову и Турченюку. Стоит отметить, что это были некогда бюджетные деньги, данные подрядчикам на строительство объектов. Было несколько десятков траншей суммами, доходящими до 50 миллионов рублей на одну платежку. Они превращались в наличные и могли использоваться уже куда угодно.

Еще один свидетель по фамилии Сергиевич, рассказал, как «по просьбе администрации Октябрьского района Улан-Удэ, а именно С.Ю. Козлова (ныне министр транспорта Бурятии) и Е.Н Пронькинова (ныне сити-менеджер Улан-Удэ) ЗАО «ЭЛСИ» как подрядная организация производило монтаж электроопор освещения от поселка Горький до поселка Силикатный». Поставку опор осуществляло ООО «Реалстрой», созданное, исходя из материалов уголовного дела, всего лишь для обналички. Далее Сергиевич объяснил: «Договор на поставку привез молодой человек по имени Андрей. В дальнейшем он эти деньги снял, то есть обналичил, так как сам говорил ему об этом».

Интересно, со слов бывшего директора МУП «Улан-Удэстройзаказчик» Оленцевича, продавалась квартира на Смолина, 52. С его слов, к нему обратился Глазков и сказал что за квартиру № 38, которая будет оформляться на «Доржиева А.С.», деньги в размере 3,5 миллиона рублей в МУП переведет Турченюк, в связи с этим необходимо эту сумму возместить. Затем МУП заключает договор с «Реалстроем» о маркетинговом исследовании рынка стройматериалов, и деньги выводятся из МУП. Маркетингового исследования нет, квартиры нет, денег тоже нет.

Все в деле  

Однако нельзя связывать деятельность Запарина только с группой Турченюк-Глазков. Его услугами пользовались самые различные компании и организации. Например, известный в узких кругах предприниматель Ясин Мохаммад объяснял следствию, что весной 2008 года делал ремонт и перепланировку в помещении на ул. Хоца Намсараева, 7. Подрядчиком выступал «Реалстрой». Сумма 6,84 миллиона была переведена, впоследствии обналичена и выплачена сторонним рабочим.  

В ходе обыска на Ленина, 9, резиденции Игоря Запарина, обнаружилось множество финансовых документов. С участием, к примеру, МУ Комитет по финансам администрации Улан-Удэ, МУП «Управление трамвая», ОАО «Бурятсельремонт», «ОАО «Джидинский вольфрам», ООО «Востсибнефтепродукт», ООО «БайкалЪ», ЗАО «Удинское», ООО «Евросиб», ООО «Сибинвестрой», ООО «Бурвод». Есть очень экзотичные названия: ООО «Содействие безопасности дорожного движения». Особняком стоит выданная в 2007 году доверенность ГУ «УКС правительства Бурятии».

Таким образом, Игорь Запарин провел через созданные им компании более полумиллиарда рублей. Исходя из обозначенной им ставки в 5 процентов за свои услуги, только на этом он заработал не менее 30 миллионов рублей за неполных три года. Примечательно, что учредители фирм, которых Запарин уговорил быть в деле, получали всего лишь 0,3-0,5 процента от суммы обналички. То есть в десять раз меньше самого комбинатора.

Мягкое наказание  

Однако, уже будучи подсудимым, г-н Запарин вину не признал. И объяснял, что не является ни учредителем, ни руководителем, ни бухгалтером каких-либо фирм. Таким образом, он не мог заниматься незаконной банковской деятельностью – аккумулировать и обналичивать деньги. Однако свидетельские показания говорят об обратном:

«Деятельность Запарина по обналичиванию денег была хорошо организована. У него было много клиентов. Были случаи, когда приходилось ждать очереди, чтобы получить у Запарина деньги, потому что в это время он передавал обналиченные деньги другим клиентам. Запарин говорил – оборот составляет 20-30 миллионов в месяц. Он являлся мозговым ядром и организатором», - рассказал один из свидетелей суду.

Приговор в отношении Игоря Запарина прозвучал 25 декабря 2012 года. Советский районный суд признал его виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 172 УК РФ, и приговорил к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год. Приговор вступил в законную силу 9 января.

Таким образом, за обналичку большей частью бюджетных средств, то есть формирование наличной массы для тех самых откатов и распилов, г-на Запарина приговорили к мелкому условному сроку. Между тем силовые ведомства комментируют однозначно: «Данное уголовное дело является прецедентом в судебной практике региона и не имеет аналогов в современной истории Бурятии. Осужденный своей деятельностью подрывал основы устойчивого функционирования банковской системы, выводя из-под финансового и налогового контроля государственных федеральных органов в «теневую экономику» реальные активы в виде значительных оборотов денежных средств».

Артем Самсонов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.