Под Гусиноозерском будут искать уран

14 марта 2013 г. состоится конкурс на проведение геологоразведочных работ в Таширском потенциально урановорудном районе, который расположен в Селенгинском районе. Сумма контракта – 220 млн рублей. У жителей района и Улан-Удэ близость урановых разработок вызывает неприятное удивление.
A- A+
14 марта 2013 г. состоится конкурс на проведение геологоразведочных работ в Таширском потенциально урановорудном районе, который расположен в Селенгинском районе. Сумма контракта – 220 млн рублей. У жителей района и Улан-Удэ близость урановых разработок вызывает неприятное удивление.

Уран – рядом

Природные ресурсы разбросаны по Бурятии, как бог послал или космос распорядился. Но ранее ни в одном путеводителе о залежах урана вблизи Гусиноозерска и полумиллионного, по факту, Улан-Удэ ничего не сообщалось. Различные презентации и туристические журналы говорят лишь о привычных для обычных людей промышленных камнях. Бурый уголь Гусиноозерского месторождения, много плавикового шпата, глины и известняка. Таким образом, граничащий с Улан-Удэ район был известен как потенциальный производитель безопасного угля, а также кирпичей и прочих стройматериалов. И вот на тебе - амбициозные поиски урана. Казалось бы, на ровном месте, в селенгинской степи.

Между тем, неизвестность об уране в этой части Бурятии базируется всего лишь на двух вещах. Первое - власти до последнего не сообщали и до сих пор умалчивают (по факту) населению о столь необычной перспективе потенциального использования недр в густонаселенном районе республики. Второе - откровенная нелюбознательность самих жителей Бурятии относительно собственных недр.  

Однако если всего лишь запросить поисковую информацию в Интернете о поисках урана в Бурятии, то словосочетания Норанская площадь и Таширский район - вполне обыденное дело. Нет у ученых уже долгие годы сомнений - неразведанный уран и в Селенгинском, и в других районах Бурятии есть. Возникает лишь вопрос - есть ли смысл его промышленно поднимать. И пока дело даже не в экологии, о которой вообще пока ни слова в открытых источниках. Речь идет всего лишь о величине запасов и трудоемкости процесса. Простым языком - а оно того стоит?

Искать долго и дорого

Доводить мысли ученых о поисках урана, в том числе на территории Бурятии, занятие бесперспективное, без перевода на доступный язык. Источники в Интернете - это в основном научные доклады, без скидок на общественное внимание. Но если уж совсем упрощать, и в меру собственного понимания, то ситуация с залежами урана в Селенгинском районе следующая.

В мире существует большая группа урановых месторождений, которые не проявлены или слабо проявлены с поверхности в «гамма- и гамма-спектрометрических полях».
Обнаружение таких месторождений в значительной мере имело случайный характер, зависело в большей степени от объемов и густоты сети буровых работ. Тем не менее планомерное изучение площадей с переходом от мелко-масштабных прогнозных работ к крупномасштабным приводит к тому, что эти урановые районы приобретают промышленный характер. В качестве примера приводятся опыты в России, Канаде и Северном Казахстане.

Вероятно, с подобным и заходят в Селенгинский район. Будут искать дорого и долго. Пока не добудут более или менее ясные данные - или урана достаточно для рентальной добычи, или с ним бессмысленно возиться с экономической точки зрения в ближайшие десятилетия, пока миром правят другие подземные источники энергии.

Перспективы

Ближайшие перспективы в отношении поисков урана в Бурятии такие. Управление по недропользованию Бурятии ищет подрядчиков на поисковые работы по урану. Место действия – Гребневой участок в Таширском потенциально урановорудном районе. 14 марта 2013 года объявлен конкурс.

На разработку месторождения победителю выделяется 220 миллионов рублей – каждый год на работы на прииске будет выделяться по 90 миллионов рублей. В этом году, когда работы начнутся с мая, предусмотрено 40 миллионов. По итогам работ подрядчик, согласно конкурсной документации, должен оценить проявленность рудоносности, изучить состав руд, обосновать и локализовать прогнозные ресурсы урана различных категорий общим весом 30 тысяч тонн и разработать рекомендации по дальнейшим направлениям геологоразведочных работ.

Впрочем, это не первое упоминание об этом месторождении в Бурятии. В 2008 году говорилось о переоценке Таширского рудного узла, что находится в 40 километрах от Гусиноозерска. Тогда объект уже был подготовлен для лицензирования. По оценкам того времени, там находилось около пяти тысяч тонн природного урана. Тогда этой информации значения не придали.

Между тем, еще сами недропользователи, разрабатывающие уран в Бурятии, на совещании в 2010 году отмечали, что в целом в республике находится порядка 40 процентов уранового российского потенциала. Но проблема не в его объеме, а в рентабельльной добыче и его дальнейшем использовании.

Выводы

Исходя из объявленного конкурса на столь великую сумму, следует два вывода. Во-первых, население еще очень мало знает о недрах Бурятии. Тем более о стратегических природных ископаемых. Если у нас вчера начинают разведывать уран в сотне километрах от городов, то почему бы завтра не узнать об инвестировании миллиарда на поиски нефти или газа. Во-вторых, за три года у нас неподалеку от мест проживания сотен тысяч людей произойдет осваивание более 200 миллионов рублей, связанных с недрами. Видимо, будут бурить, копать и еще чего-то с землей делать в больших объемах. Хотелось бы без пафоса и утайки узнать от правительства - как повлияют планомерные и долгие работы на безопасность людей и какова будет реакция природы на столь любопытствующее вторжение.

Виктор Золотарев, «Номер один».


© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.