Судьбу «Дылачи» решат в Улан-Удэ

Произошедшее на прошлой неделе в Баунтовском районном суде на сенсацию уже и не потянуло. Все устали воевать. Суд первой инстанции удовлетворил иск прокуратуры Бурятии и принял решение ликвидировать «Дылачу». Стороны и наблюдатели восприняли вердикт спокойно. Следующая инстанция - Верховный cуд республики.
A- A+
Произошедшее на прошлой неделе в Баунтовском районном суде на сенсацию уже и не потянуло. Все устали воевать. Суд первой инстанции удовлетворил иск прокуратуры Бурятии и принял решение ликвидировать «Дылачу». Стороны и наблюдатели восприняли вердикт спокойно. Следующая инстанция - Верховный cуд республики.

Против традиции

Содержание самого иска, после полугода драматичных подробностей добычи нефрита на севере Бурятии, было уже вторичным и скучным. По мнению прокуратуры, члены СРЭО «Дылача» фактически деятельность по традиционному хозяйствованию и занятию традиционными промыслами не осуществляют. Основным видом деятельности общины является промышленная добыча нефрита на Кавоктинском месторождении Баунтовского района. Нефрит, в отличие от пресловутых оленей, не в традиции эвенков.  

Помимо далекой от традиционного природопользования деятельности, прокуратура также поставила под сомнение состав общины. В частности, под коренными малочисленными народами понимаются те, что живут на территориях своих предков. В Бурятии местом традиционного проживания эвенков признан Баунтовский район.
Однако на настоящий момент членами «Дылачи» являются пять человек, из которых четверо зарегистрированы и проживают в городе Улан-Удэ. Все это сообщалось еще месяцы назад и официальными лицами, и СМИ и лишь после проверки силовиков было оформлено в соответствующий иск.

Подробности судебных заседаний стали известны уже после оглашения решения. В частности, «Дылача» попыталась отложить рассмотрение иска. Сначала 11 марта заявлено о невозможности прибыть в Багдарин адвокатам Коллегии «Семенцов и партнеры». И учитывая, что наняли этих адвокатов только 7 марта, они, по версии «Дылачи», не успевали ознакомиться с обстоятельствами дела. Суд отказал и дал лишь сутки на ознакомление «Дылачи» с новыми доводами прокуратуры.

На следующий день, 12 марта, слушания были продолжены. Повторное ходатайство общины о переносе заседания вновь не нашло понимания у суда. В ответ, прокуратура объяснила свои доводы о закрытии «Дылачи».

Доказательства

Например, суду были представлены доказательства, подтверждающие формальный характер занятия общиной оленеводством и охотой. В частности, факты минимального расходования средств на поддержку поголовья стада, слабая материально-техническая часть фермы; ответы уполномоченных органов на запросы, из которых следует, что община, несмотря на заключение в 2010 году охотхозяйственного соглашения, не получила в аренду лесные участки, сбор за пользование объектами животного мира не уплачивает, членам общины охотничьи билеты не выдавались; штатное расписание общины (оленеводством и охотой занимаются только 26 работников из 115, остальные заняты на добыче нефрита).

Также были предоставлены документы, подтверждающие добычу нефрита как основной вид деятельности «Дылачи». И ненаправление денежных средств от продажи нефрита на уставные цели. Документы - декларации общины по налогу на добычу полезных ископаемых, пояснительные записки общины в налоговый орган об источниках формирования доходов, справку из ГИБДД о зарегистрированных за общиной транспортных средствах и так далее.

Естественно, речь зашла о членах общины (5 человек), зарегистрированных по месту жительства в Улан-Удэ. В Баунтовском районе они не проживают, не ведут традиционный для эвенков образ жизни, не занимаются традиционным хозяйствованием и промыслами. Охотой и оленеводством занимается только наемный персонал.

В ответ «Дылача» попыталась привести свои аргументы. Община якобы активно занимается оленеводством и охотой, в обоснование чего были представлено охотхозяйственное соглашение, заключенное общиной в 2010 году. Документы, подтверждающие вакцинацию общиной оленей. Соглашение о намерении общины заключить договор на приобретение в 2012 году оленей.

Также в качестве доводов в свою защиту община проинформировала, что занимается благотворительной деятельностью, поддерживая местных эвенков через созданный общиной Благотворительный фонд «Татьяна». Было представлено несколько благодарственных писем, и был вызван свидетелем представитель местного сообщества эвенков.

Точка в Верховном суде

По мнению «Дылачи», у прокуратуры Бурятии не было оснований сразу выходить с иском о ликвидации общины, так как допущенные нарушения незначительны. Прокуратура могла бы обойтись и другими мерами прокурорского реагирования. В том числе, как вариант, предложили предъявлять прокуратурой претензии не к общине, а к ее членам, которые не ведут традиционный образ жизни.

Однако там же, на суде, выяснилось, что охотхозяйственное соглашение «Дылачи» фактически не исполнено. А договор на покупку оленей в 2012 году так и не был заключен, и животные не куплены. А отчисления фонда «Татьяна» на благотворительность ежегодно составляли всего 2-5 % от официальных доходов общины.

И самое главное. Представители ответчика в принципе не смогли ответить на вопрос суда, сколько средств, полученных от продажи нефрита, община направляет на оленеводство.

Таким образом, по мнению суда, присутствующих на заседании, представители СРЭО «Дылача» фактически не опровергли доводы прокуратуры, положенные в основу иска. Таким образом, Баунтовский суд «Дылачу» запретил. Однако решение суда эйфории у одних, и крайнего сожаления у других не вызвал. Стороны понимают, что точку будет ставить Верховный суд Бурятии.

Служба информации «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.