Массовое искусство с привкусом лапши

Состоялся предпремьерный показ фильма «Отхончик»
A- A+
Состоялся предпремьерный показ фильма «Отхончик»

Первый полнометражный фильм Баира Дышенова публика в лице журналистов и светской тусовки приняла благосклонно, что скажет простой зритель, станет известно в первый уикенд проката.

Свое кино

Как показал опыт, применительно к бурятским фильмам нельзя оперировать такими терминами, как хорошо или плохо. Бум кинематографа в республике возник ведь не просто так. Значит, есть интерес, значит, есть желание смотреть именно такие фильмы, какие бы они ни были с профессиональной точки зрения.

Глобализация избаловала бурятского зрителя лучшими творениями Голливуда, разнообразием жанров, спецэффектов, актерской игрой. На этом фоне любые проекты регионального уровня будут смотреться, по крайней мере, блекло и станут легкой мишенью критиков. Но ни в одном голливудском фильме невозможно увидеть местных актеров или панорамы заснеженных бурятских степей, услышать шутки и увидеть анекдотические ситуации, понятные только своим. Даже бурятскую кухню, которой так гордится наш народ, есть возможность запечатлеть на века, она, так или иначе, фигурирует в каждом бурятском фильме. Поэтому, несмотря на небольшие бюджеты и слабые сценарии, такое кино будет востребовано всегда.

Другой вопрос - экономическая выгода. Едва ли половина из приглашенных на предпремьерный показ пошла бы на «Отхончик» за свои деньги и без перспективы традиционного фуршета. Но если кино в Бурятии продолжают делать в таком количестве, значит, это кому-то нужно.

В поисках бурятского жанра

Что касается именно этой последней работы Баира Дышенова, кстати, первой, снятой в полном метре, то мастер, безусловно, вырос из философских короткометражек. Судя по фильму, режиссеру, продюсеру и сценаристу в одном лице Дышенову очень хотелось уместить в одном флаконе и лирику и комедию, что получилось не слишком тонко.

Невыносимо длинные эпизоды и статичная камера больше подходят для авторского или даже арт-хаусного кино, взять те же буддийские короткометражки. Но в «Отхончике», который позиционируется как комедия, такие приемы есть почти каждые десять минут фильма. Прибавьте сюда не лишенную пафоса музыку, написанную монгольским композитором Баттулга Галмандах или легендарными бурятскими мэтрами. Один гимн Бурятии чего стоит. Получается совсем не комедийный сюжет, которому и до трагедии слишком далеко. Возможно, сказывается отсутствие опыта съемок подобных фильмов, но динамика у «Отхоничка» не самая плавная, то убыстряется, то почти останавливается, что очень вредит жанровому восприятию фильма.

Хотя сам сюжет Баиром Дышеновым был выбран верно, одни из самых известных подобных фильмов в Голливуде – «Неможко беременна» и «Знакомство с Факерами» стали в свое время хитами. «Отхончику» не хватило совсем немного - профессионализма главных героев и динамичного монтажа.

Зритель чувствует, как тихоголосых студентов-непрофессионалов, играющих главные роли Жени и Дулмы, призванных обратить все внимание на себя, оттесняют настоящие актеры. В этом фильме заняты аж два народных артиста России - Михаил Елбонов и Марта Зориктуева. Стоит отдельно отметить Михаила Елбонова, блестяще сыгравшего в кино фактически своего любимого персонажа - озорного проказника Будамшуу. Молодые актеры Бурдрамы Булат Самбилов и Чимит Дондоков, несмотря на эпизодичность своих ролей, одной мимикой, почти без слов, оставили о себе самые приятные воспоминания. Также запомнилась актриса из Иркутска, рыжеволосая Евгения Сезько. Невероятно самобытный актер, который почти не говорил, - народный артист Бурятии Содном Хажитов, к сожалению, не дожил до премьеры всего неделю. Наиболее опытной на кино площадке оказалась Татьяна Скороходова, звезда кино 90-х. Самый знаменитый фильм с ее участием в главной роли - «По прозвищу Зверь», где ее партнером был сам Дмитрий Певцов. Лично я еще раз убедилась, что в кино должны играть профессиональные актеры, которых у нас превеликое множество.

Буряты vs русские

Тема мезальянса, подперченная шекспировскими «Ромео и Джульеттой», дает огромное поле для фантазии. Авторы же нового бурятского кино решили пойти по национальному принципу, противопоставив не только культурные, но и бытовые особенности разных народов, давно живущих бок о бок. Получилось местами смешно, местами грустно. Богатая и интеллигентная русская семья роднится с бурятской многодетной из деревни. При этом конфликта как такового нет, никто не был против этого брака. Авторы ограничились жизнеописанием быта, а действия так и не случилось, кроме застолья на сватовстве. В итоге всех примирила водка. А свадьбы, которой заканчиваются все подобные фильмы, так и не случилось.

Евгения Балтатарова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.