Потерянная Монголия

На прошлой неделе в Монголии прошли президентские выборы. Сенсации не произошло, на своем посту остался представитель демократов Цахиагийн Элбэгдорж, набравший чуть больше половины голосов.
A- A+
На прошлой неделе в Монголии прошли президентские выборы. Сенсации не произошло, на своем посту остался представитель демократов Цахиагийн Элбэгдорж, набравший чуть больше половины голосов.

Независимость от России

Мы попытались понять, что значит его переизбрание для отношений наших двух стран и для Бурятии в частности. Об этом же говорили в понедельник в БГУ, где прошел международный круглый стол на тему российско-монгольских отношений с участием ученых из степной республики. А будущее, как оказалось, не предвещает нам ничего хорошего.

Одной из основных задач своей внешней политики избранный президент считает обеспечение страны собственными источниками энергии. В числе приоритетных задач идет строительство нефтеперерабатывающих заводов, тепло- и гидроэлектростанций, освоение альтернативных источников электроэнергии.

Этот пункт сильнее всего бьет именно по российско-монгольской торговле, поскольку основными товарами, которые импортирует Монголия из нашей страны, являются нефтепродукты и электроэнергия. Если планы Элбэгдоржа будут реализованы, то Монголия превратится из импортера электроэнергии и нефтепродуктов в экспортера. Это фактически нивелирует другой декларируемый пункт в предвыборной программе президента о гармоничном развитии отношений со всеми своими соседями - Россией, Китаем и «третьим соседом» - США.

В то же время быстрыми темпами снижаются закупки бурятскими предприятиями монгольского мяса. Директор компании «БМП-Агро» Александр Венедиктов ранее отмечал, что традиционно ориентированному на монгольское мясо предприятию приходится искать новые рынки закупа в Южной Америке. Это происходит из-за того, что мясо из Монголии не удовлетворяет требованиям российской санитарной службы. А монгольская шерсть перестала интересовать российские текстильные предприятия очень давно.

Неравная борьба за воду

Одновременно со снижением доли России на монгольском рынке меньше становится рычагов влияния на политику этой страны. Как только монголы обеспечат свою независимость в энергетической сфере, наша страна станет для них интересной только в качестве экспортной площадки. Между тем рычаги необходимы, хотя бы в борьбе за водные ресурсы.

Ранее мы уже писали про подготовку строительства монголами гидроэлектростанции на Селенге, которое больно ударит по Байкалу. Но это лишь один из проектов. Для дальнейшего обеспечения добычи угля в пустыне Гоби перед монгольским правительством скоро встанет реальная проблема доставки туда воды. Для этого у них есть готовый проект строительства Орхонской ГЭС и переброски вод этой реки на юг.

«Мы живем в рыночной экономике, а это прежде всего выгода. Исходя из этого, мы решаем, с кем выгодно вести торговлю, с кем нет. С экономической точки зрения Монголии выгоднее торговать с югом», - сказал профессор Института международных исследований АНМ Даваасурэн.

Сегодня для Монголии выгодно торговать с Китаем углем, полезными ископаемыми, а в перспективе – электроэнергией и нефтепродуктами. Поэтому вряд ли Монголия сама, несмотря на сильное экологическое лобби, откажется от планов переброски воды, ведь это гарантия ее дальнейшего развития. Хотя монголы понимают, что углубление отношений с Китаем для них опасно, Даваасурэн говорит, что они не могут от этого отказаться.

Только бизнес

Соответственно, чем больше Монголия торгует с Китаем, тем меньше ее интересует Россия и экологические проблемы Бурятии. Ничего личного – просто бизнес. Но именно на личные контакты упирает Россия при ведении переговоров. Депутат Госдумы Михаил Слипенчук на пресс-конференции 27 июня заявил, что он лично переговорит с президентом Монголии по проблеме ГЭС на Селенге.

«Мы с ним провели больше двух часов на дне озера Байкал и очень много говорили об экологии. Элбэгдорж с большим уважением и любовью относится к Байкалу и понимает зависимость Байкала от Монголии. Когда он примет официальную присягу, я сразу напишу ему письмо, встречусь и все эти вопросы обозначу. Прямой контакт, наверное, самый лучший и самый быстродействующий способ», - сказал депутат.

Насколько удастся личным взаимоотношениям повлиять на экономику, предугадать сложно. Остается добавить лишь, что переизбрание Элбэгдоржа фактически означает поддержку населением страны курса, который вел президент во время своего первого срока. В цифрах это выглядит так – доля России во внешнеторговом обороте Монголии за последние четыре года снизилась с 23 до 17%. За то же время доля Китая увеличилась почти на десять процентов – с 44 до 53%. Эти цифры говорят намного больше, чем сотни личных встреч политиков, визиты монгольского президента в Бурятию, а российского – в Улан-Батор.

Приходится констатировать, что с приходом старого нового президента отношения двух стран не претерпят кардинальных изменений, а это означает сохранение нынешних тенденций в сторону ухудшения. С Россией торговать степной стране невыгодно, и пока российские власти не увидят, наконец, на карте мира Монголию, ничего не изменится.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.