Между Москвой и Улан-Батором

Что изменится для Бурятии после визита Путина в Монголию
A- A+
Что изменится для Бурятии после визита Путина в Монголию

Знаковый для Бурятии визит Владимира Путина в Монголию оказался весьма продуктивным. Несмотря на относительно недолгое пребывание президента, было подписано 15 соглашений, среди которых – отмена визового режима и увеличение поставок мяса. Говорилось и о газовой трубе. Монголия уже не в первый раз пытается стать транзитером российского газа в Китай, и если у нее это получится, то Бурятия получит шанс на полноценную газификацию

Безвизовый вопрос

Отмена визового режима с Монголией – тема проблемная и застарелая. Уже не раз на протяжении многих лет монгольская сторона заявляла о своей готовности отменить визы. Однако до сих пор эти обещания так и оставались на уровне разговоров.
С российской стороны, по словам наших чиновников, уже давно все готово для такого перехода. Однако в Монголии с этим процессом почему-то не торопились.

По мнению экспертов, это связано с тем, что монголы боялись, что вслед за Россией безвизового режима от них потребует Китай. А открывать двери больше чем миллиарду китайцев - для Монголии мера чреватая. Кроме того, монгольская сторона противилась подписанию соглашения о реадмиссии – выдворении граждан другого государства за счет той стороны, чье гражданство у нарушителя. Также одной из причин может быть частая смена власти в Монголии – после каждых выборов новоизбранные руководители смотрели на безвизовый вопрос по-новому, и процесс затягивался.

Теперь такое соглашение есть. Правда, чтобы его заключить, потребовались годы переговоров и визит Владимира Путина в соседнюю страну.

- Предполагается, что до 30 суток граждане Российской Федерации и Монголии могут ездить взаимно друг к другу без оформления визы, на срок выше этого уже надо оформлять визу. В течение полугода можно неоднократно заезжать-выезжать, но общая продолжительность нахождения на территории государства не должна превышать 90 суток. Это не касается тех людей, которые там работают или учатся – для них учебные и рабочие визы оформляются так, как и раньше, - рассказал нам Сергей Будажапов, руководитель постпредства Бурятии в Монголии.

Теперь это соглашение должно быть ратифицировано парламентами обеих стран, после чего безвизовый режим должен заработать. Как ожидается, это должно произойти с первого января будущего года.

Это значит, что туристический поток между нашей республикой и соседней страной заметно увеличится. А возможно, пойдет в гору и товарооборот.

- Если каждый проезжающий имеет право ввозить или вывозить до 35 килограммов, то товарооборот между Монголией и Бурятией, конечно, изменится. Я думаю, что челноки, которые живут в Селенгинском аймаке, сильно обрадовались. Они и так ездили по справкам как жители приграничного района, а теперь им и справки не надо, - считает Сергей Будажапов.

Монгольское мясо захватит рынок?

Кстати о товарах. Монгольское мясо сегодня поступает в Бурятию маленькими порциями и нерегулярно. Все из-за серьезных ограничений, в основном ветеринарных. Еще не так давно Монголия была одним из основных поставщиков мяса в республику, однако позже поставки практически сошли на нет из-за вспышек ящура на территории соседнего государства.

- В начале двухтысячных годов завозилось около 10 тысяч тонн замороженного мяса из Монголии. В первом полугодии этого года говядины из Монголии вообще не завозилось, мяса коней было ввезено 280 тонн, - рассказывает Евгения Новикова, председатель комитета внешних связей минэкономики Бурятии.

И хотя первое полугодие - не самый показательный период – основной поток мяса приходится на осень – даже из этой цифры видно, что импорт монгольского мяса сократился в десятки раз. После этого сокращения в Бурятии появилось южноамериканское мясо, а Монголия наладила поставки с Китаем.

Но теперь ситуация может сильно измениться. Как заявил Владимир Путин на встрече с лидером Монголии, эти поставки могут вернуться.

- Мы, безусловно, сделаем эти шаги навстречу нашим монгольским друзьям, и такие решения в ближайшее время будут приняты правительством России. Монголия имеет хорошие возможности существенно увеличить поставки животноводческой продукции на российский рынок при соблюдении соответствующих российских санитарных норм, - отметил президент.

Такое заявление должно воодушевить не только монгольскую сторону, но и наших производителей и потребителей. Ведь мясо из Монголии везти гораздо легче, чем из той же Бразилии, а чем меньше времени проводит в пути мясо, тем более свежим оно попадет на наши прилавки.

Тем не менее особо обольщаться насчет этого пока рано. В мясном вопросе сегодня слишком много неизвестного. Это и степень ослабления ограничений с российской стороны, и ценовая сторона. Ведь за последние годы цена на монгольское мясо серьезно выросла.

Но все же, если Монголия получит возможность нарастить объемы экспорта животноводческой продукции в Россию, по словам экспертов, это в корне изменит ситуацию на мясном рынке в Бурятии.

- Если в Бурятию пойдет монгольское мясо, оно вытеснит южноамериканских конкурентов. Произойдет замещение поставок – один поставщик уйдет, на его место придет другой. Но при условии, что оно будет конкурировать с ними в той же ценовой категории, - говорит Евгения Новикова.

Сегодня же в Бурятии ввозить мясо из Монголии имеет право только «Бурятмясопром». Это единственное предприятие, которое может получить мясные квоты. 

- Квоты распределяются два раза в год, рассчитываются они исходя из трехлетних данных о ввозе мяса по данным таможенной статистики. То есть, если предприятие никогда не занималось ввозом мяса, то оно фактически и не получит квоту, - отмечает Евгения Новикова.

Можно, конечно, ввезти мясо и без квоты, но оно сегодня облагается огромными пошлинами, и стоить оно здесь будет слишком дорого. Поэтому главным условием восстановления поставок мяса из Монголии остается отмена этих квот и возможность беспрепятственно ввозить животноводческую продукцию из соседней страны. Конечно, с условием, что оно куплено на аттестованных российской ветслужбой монгольских предприятиях.

Последний шанс на газ

Крайне щепетильным во время визита Путина в Монголию стал газовый вопрос. Монголы продолжают настаивать на строительстве газопровода «Степной путь», через который, по их замыслу, российский газ будет экспортироваться в Китай.

Этот газопровод должен стать ответвлением от «Силы Сибири», которая сегодня идет в обход Бурятии и Забайкальского края. В случае, если этот проект утвердят, у Бурятии появится серьезный шанс на газификацию, так как все предыдущие варианты, предлагаемые властями республики, до сих пор так и не получили какого-либо одобрения со стороны федеральных структур.

Президент Монголии на встрече с Владимиром Путиным отчаянно доказывал, что «Степной путь» - проект крайне выгодный для обеих сторон и имеет множество преимуществ.

- Мы пришли к договоренности обозначить вопросы сотрудничества и документы, которые мы могли бы подписать в ближайшее время, проработать и подписать их в ходе ближайшего визита или мероприятия, - заявил Цахиагийн Элбэгдорж.

Подняли этот вопрос и на более низком уровне. Министр экономического развития Монголии господин Батбаяр встретился с генеральным директором Российского фонда прямых инвестиций Кириллом Дмитриевым. И здесь снова зашел разговор о газопроводе, но уже на более детальном уровне. Итогом разговора стало обещание Кирилла Дмитриева изучить проект «Степной путь». Хотя, опять же, ничего конкретного из уст чиновника не прозвучало.

Между тем, этот проект сегодня стал единственной возможностью газифицировать Бурятию в ближайшей перспективе. «Газпром» уже дал понять, что трубу сюда он строить пока не собирается – здесь слишком маленькие объемы потребления газа. Если же «Степной путь» станет реальностью, то жители республики смогут получить доступ к газу уже в ближайшее время.

Однако надежды на это после визита Владимира Путина осталось немного. В своем выступлении президент России вообще не отреагировал на увещевания монгольских коллег. Связано это, скорее всего, с тем, что здесь речь идет не об одностороннем решении российских властей. Тут нужно учитывать мнение Китая. А большой сосед вряд ли захочет попадать в зависимость от Монголии, пусть и транзитную.

Таким образом, последние надежды Бурятии на газовую трубу улетучиваются. Похоже, нам придется и дальше обходиться сверхдорогим электричеством, а газовый вопрос отложить на пару десятилетий.

Владимир Пашинюк, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.