Обсчет на миллион

Обманывать покупателей торговцам станет невыгодно
A- A+
Обманывать покупателей торговцам станет невыгодно \\

Штрафы за обман покупателей уже в скором времени могут вырасти до заоблачных сумм. Госдума предлагает за обсчет или обвес штрафовать вплоть до миллиона рублей. У нас такие нарушение встречаются редко. А вот стоимость товара на ценнике и у кассы часто различается. А между тем, это тоже попадает в вышеупомянутую категорию нарушений.//

Штрафы до небес

Обсчитывать покупателей уже в ближайшее время, возможно, станет невыгодно. В Госдуме появились первые подвижки по принятию закона, который ужесточает наказание за обман покупателя. Если сегодня штраф за обвес или обсчет находится в пределах 40 тысяч рублей, то после принятия закона он вырастет в некоторых случаях до одного миллиона.

Закон о внесении поправок в КоАП, регламентирующих штрафы за обман покупателя, был внесен в Госдуму еще два года назад. Однако тогда депутаты решили отложить его до лучших времен. Сегодня эти времена, судя по всему, настали. Недавно комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел этот законопроект и рекомендовал его к принятию.

По новым правилам торговец, который впервые попался на обмане покупателя, должен быть наказан штрафом от 100 до 300 тысяч рублей. Рецидив будет наказан еще более внушительными суммами – от 500 тысяч до одного миллиона рублей. Плюс торговую точку, которая допустила нарушение, могут закрыть на срок до 30 суток.

Если же предприниматель не оформлен как юридическое лицо, то штрафы будут заметно мягче: от 50 до 100 тысяч при первом нарушении, и до полумиллиона в случае повтора.

Таким образом, штрафы увеличиваются в разы, а то и в десятки раз. Под санкции предприниматели могут попасть уже в ближайшее время, точную дату можно будет сказать только после принятия закона Госдумой.

В Бурятии обсчет и обвес сегодня - не слишком распространенные нарушения. То есть такой обман, конечно, случается, но до серьезных разбирательств доходят единичные случаи.

- На обвес у нас жалоб практически нет. Такие жалобы достаточно сложные. Доказать факт обвеса технически сложно. Но люди не жалуются, конечно, не поэтому, - рассказывает Ксения Кушнарева, пресс-секретарь Роспотребнадзора по Бурятии.

Обсчеты тоже редко доходят до Роспотребнадзора. Даже если они и случаются, то либо остаются незамеченными, либо конфликт разрешается на месте.


Сюрприз у кассы

Совсем другая ситуация с несовпадением стоимости товара, указанной на ценнике и озвучиваемой кассиром при расчете. Сегодня в Бурятии именно это нарушение наиболее распространено.

- Яркий пример обмана покупателей связан с тем, что цена на ценнике не соответствует цене при расчете за товар. Такой вид нарушений у нас часто практикуют магазины, - рассказывает Ксения Кушнарева.

Схема достаточна проста. Продавец вывешивает объявления о скидках, покупатель выбирает себе товар, рассчитывая на его низкую стоимость. Когда же дело доходит до расчета, кассиры начинают рассказывать истории о том, что ценник не успели заменить, что это новая партия и так далее. При этом многие покупатели в итоге все равно покупают эту вещь или продукт, даже несмотря на то, что их ввели в заблуждение.

Совсем недавно за аналогичные нарушения были наказаны несколько магазинов. Как сообщает Управление Роспотребнадзора по Бурятии, на основании обращений граждан были проведены проверки в магазинах «Собрание» и «Рибок».

- При проведении внеплановых проверок в указанных торговых предприятиях были выявлены нарушения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей, и специалистами установлено, что, действительно, продавцами данных магазинов своевременно не были заменены ценники на товар со скидкой, - сообщает управление.

Виновные, конечно, были наказаны. Но сегодняшние штрафы вряд ли могут серьезно ударить по карману более или менее успешных предпринимателей. Если бы предлагаемые Госдумой нормы закона уже действовали, то вышеупомянутым магазинам пришлось бы серьезно раскошелиться.

- Такие случаи часто бывают и в продовольственных магазинах. И продавцы отвечают, что они не успели поменять ценник: это уже новая партия, на нее новая цена. И эту разницу придется возмещать администратору или продавцу. Это один из наиболее часто встречающихся обманов потребителей, - отмечает Ксения Кушнарева.

«Честные» прилавки

Конечно, новые нормы по обману покупателей коснутся и этого вида нарушений. Так что теперь многим торговым предприятиям в республике придется не просто. Ведь никто не разбирается, был ли у продавца умысел обмануть покупателя. Надзорные органы действуют строго по закону.

И если в относительно небольших магазинах не допустить ошибку с ценниками не так уж и сложно, то крупные торговые сети могут серьезно пострадать от этой инициативы. В супермаркетах обновление товара происходит регулярно, и не всегда работники магазина успевают поменять ценники.

А штрафы в полмиллиона и тем более в миллион на продавца или менеджера уже не повесишь. Так что, вполне возможно, продуктовым сетевикам придется теперь очень тщательно подходить к контролю за ценами.

Роспотребнадзор в данном случае категоричен:

- Цена товара на ценниках должна быть в наличии в обязательном порядке, и она является существенным условием договора. Информация, указанная на ценнике, значима, так как именно она позволяет потребителю сделать выбор из имеющегося аналогичного товара. Следовательно, продавец обязан продать покупателю товар по той цене, которая указана на ценнике, и, вместе с тем, в случае продажи товаров потребителю по более высокой цене убытки могут быть взысканы с тех, кто не успел вовремя поменять ценник, - сообщает управление.

То есть оправданий здесь никаких быть не может. И если вы заметили, что цена на кассе заметно отличается от той, что была на ценнике, можно смело звонить в надзорные органы. Тогда наши прилавки станут гораздо честнее, а продавцы – намного дисциплинированнее.

Владимир Пашинюк, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.