Сага о помойках

Включаю телевизор, а там опять про помойки. На моей памяти мусорный вопрос трясут лет 5-8... С каждым разом их называют все красивее и красивее, теперь это уже «полигоны для отходов», но суть от этого не меняетсяВключаю телевизор, а там опять про помойки. На моей памяти мусорный вопрос трясут лет 5-8... С каждым разом их называют все красивее и красивее, теперь это уже «полигоны для отходов», но суть от этого не меняется
A- A+
Борьба с помойками – неувядающее знамя борьбы руководителей всех уровней, как республиканских, так и местных. Темы мусора, так или иначе, в своих речах затрагивали все. Там было все… и мощнейшее финансирование, и высочайшие технологии, и магические баки, но... помойки выдержали и отстояли свое право на существование практически в любом месте.

По этому поводу почему-то вспоминается мысль из произведений Стругацких – не стоит бороться с плесенью, надо победить сырость.

Попробуем задать себе несколько вопросов и ответить на них. Кто создает мусорные кучи не там, где надо? Ответ: выкидывающие мусор и его перевозчики.

Почему выкидывающие? У них нет мусорного бака рядом, поэтому кидают, где удобнее и незаметнее. Об удобствах для населения и предприятий в части расположения мусорных баков или полигонов никто не думает. Почему перевозчики? Они экономят бензин и время. У них прямой коммерческий интерес – чем меньше ездишь, тем больше экономия. И, видимо, отсутствие контроля за этим делом сказывается коренным образом.

Кто должен думать об удобстве выкидывающих мусор? Назовем его условно - Оператор чистоты, тот, кто получает деньги за чистоту территории. Если чисто, то Оператор в «шоколаде», если грязно, то штраф. У Оператора есть прямая заинтересованность ставить баки, много баков — они не дорогие (если брать обычные), а не те, что мэрия закупила весной. Забирать мусор из баков удобнее, чем собирать помойки по всему району. Много баков — это и есть забота о выкидывающих.

Как организовать контроль? Один контроль уже получился. Операторы чистоты не позволят мусорить на своей территории из-за угрозы больших штрафов в отношении себя. А второй контроль, видимо, должен предоставить мусорный полигон, который будет платить за привезенный товар по разным расценкам: за отсортированный - подороже, за простой - подешевле. Появляется мотивация сортировать мусор у Оператора чистоты и у перевозчика одновременно.

В таком случае может появиться система с положительной обратной связью: чистота - деньги, грязь - штрафы. Исполнители заинтересованы в чистоте, а не в тонно-километрах, количестве рейсов, количестве баков и других второстепенных показателях, которые имеют отношение к процессу, но не обеспечивают результат.

Видимо, надо попробовать платить за победы над сыростью, а не за процесс борьбы с плесенью. Платить за чистоту, а не за процесс борьбы с грязью.

Сергей Петухов, для «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.