Подвиг без награды

Родственники погибшего в ВОВ офицера не могут получить семейную реликвию
A- A+
Подвиг без награды 

Родственники погибшего в ВОВ офицера не могут получить семейную реликвию 

С годами все дальше и дальше отодвигаются от нас страшные 1941-45 годы. Все меньше живых свидетелей тех исторических событий. Однако в каждой российской семье есть своя маленькая история того времени. Рассказы о героях - дедушках, бабушках, дядях и братьях родственники передают из поколения в поколение. Военные письма, награды, медали хранятся как реликвии. И сколько бы времени ни прошло, ценность этих предметов никогда не исчезнет.
Раскол семьи 

Свои герои есть и у улан-удэнцев Батуриных. Но судьба одного из героев – Николая Батурина, который волей судьбы захоронен не дома, а на военном кладбище в Германии, продолжает волновать его родственников по сей день.
Батурины родом из маленького села, названного их фамилией - Батурино Прибайкальского района. В простой семье крестьянских тружеников родилось четверо детей: трое сыновей и одна девочка. Сейчас в живых осталась только Александра Захаровна Батурина (после замужества Ерженина), женщине уже 85 лет, но страшные военные годы она помнит и по сей день. Еще до наступления Великой Отечественной войны семья переживала непростые времена. В свои 38 лет трагически погиб отец семейства, его убили какие-то молодые бандиты, когда он приезжал в Улан-Удэ. Его вдова, многодетная мама, осталась одна с четырьмя детьми на руках. Потом был голод 1936-37 годов. А потом было самое страшное – война.

- Я помню, как мама отреагировала, когда услышала весть о войне. Она упала на пол с криком: «Заберут! Сыновей всех заберут!» Мне тогда было всего 12 лет, но я стала утешать маму, говорить, что война далеко и нам бояться нечего. Но мама оказалась права. Не прошло и месяца, как братьев одного за другим забрали на фронт, - вспоминает Александра Захаровна.

Повестки, отъезд всех сыновей и страх за их жизнь сломил несчастную мать. Последнего сына Домна Захаровна провожала, уже будучи парализованной.

- Мама попросила вынести ее на носилках во двор, она лежала и смотрела вслед уходящему Коле. Так мы с ней остались вдвоем, - рассказывает Александра Захаровна.

Все заботы о больной матери легли на плечи маленькой девочки. Хлеб в военное время полагался только тем, кто работает, поэтому Александре пришлось бросить школу и пойти работать. В колхозе скидок на возраст никому не делали, работать приходилось наравне со взрослыми. Девочка выполняла самую разную работу, например, таскала тяжеленные мешки с зерном. Еще неокрепший позвоночник таких нагрузок не выдержал. Колоть дрова, топить печь - без братьев девочке пришлось выживать нелегко. С тех времен по сей день у Александры Захаровны большие проблемы со спиной. Впоследствии она была награждена за трудовую доблесть в годы войны, является ветераном тыла и ветераном труда. Но ее братьям было еще трудней.

«Вперед, в самое пекло»

Старших Алексея и Георгия забрали на фронт сразу, а младшего – Николая сначала отправили на офицерские курсы в военное училище. Офицеров в те времена не хватало, а с отличием закончивший сельскую школу парень, боевой и задиристый, подавал большие надежды. И он эти надежды полностью оправдал. Сам он редко писал домашним о военных буднях, но все-таки вести о том, как служит Николай, до родных все же доходили.

- Два Коли у нас ушли из села на фронт, наш Николай и еще один, тоже с Батурино. Этот Коля рассказывал так: «Что творит этот Колька Батурин! Отчаянный донельзя! Порой можно и отсидеться в сторонке, переждать. А он рвется все куда-то. Я его спрашиваю: «Зачем ты лезешь в самое пекло? Погибнешь!» А Коля ему отвечал: «Не могу я по-другому», - рассказывает сестра Николая Батурина Александра Захаровна.

Еще с раннего детства маленький Коля прослыл отчаянным мальчишкой. В отличие от более спокойных и усидчивых братьев, он постоянно искал «подвигов». Одежда на нем просто «горела», мать не успевала штопать и покупать новые вещи, как мальчишка вновь возвращался домой после очередных «приключений» весь в лохмотьях. Но все это время он чудом оставался целым и невредимым. 

И на войне, несмотря на отчаянные вылазки и сумасшедшие поступки, Николай вновь был как будто под защитой невидимого ангела-хранителя. Вплоть до победы в мае 45-го он оставался целым и невредимым, однако так случилось, что смерть от вражеской пули его все-таки настигла, уже после того, как СССР отпраздновал победу. Официальная причина смерти указана в архивных документах: «Погиб от боевого ранения». Его похоронили в Германии, в городе Франкфурт, на военном кладбище, где кроме него, покоятся еще полторы тысячи советских воинов. Из них известны имена только 887 солдат и офицеров. Среди них и Николай Захарович Батурин, житель села Батурино из Республики Бурятия.

Неизвестные подвиги 

До того как грянула война, Николай был обычным сельским тружеником. За спиной 7 классов образования, и этого Коле вполне хватило, чтобы строить большие планы на будущее. Была у Николая и любимая девушка, с которой он хотел построить семью. Именно ей он писал нежные письма с фронта. Однако ни матери, ни сестре, ни своей любимой он никогда не рассказывал о том, что не единожды отличился в бою. О том, что за подвиги совершил лейтенант Батурин, командир взвода 4-го гвардейского стрелкового полка 6-й гвардейской стрелковой дивизии удалось узнать только посмертно. Как и о том, что офицер был награжден двумя орденами: Красной Звезды и орденом Отечественной войны. Скупые архивные данные гласят:

«В боях с немецко-фашистскими захватчиками проявил себя способным, энергичным и смелым офицером. 12.01.1945 года при прорыве обороны немцев левее Сандомира и в последующих боях по освобождению населенных пунктов. Польши взвод товарища Батурина за 1 день уничтожил немало огневых точек противника: 3 станковых и 8 ручных пулеметов. 14.01.45 года в боях за населенный пункт Липы взвод Батурина отразил 4 контратаки противника, уничтожив до взвода пехоты противника».

За вышеуказанные героические поступки Батурин был награжден орденом Отечественной войны II степени. А вот за какие подвиги его наградили орденом Красной звезды: «Гвардии лейтенант Батурин в период боев с 20.07.1944 года проявил себя смелым, мужественным и тактически грамотным офицером. В бою за местечко Глогув (городок в Польше. - прим. авт.) 30.07.44 он, умело руководя взводом, подавил 6 огневых точек противника и истребил более 15 немецких солдат, чем обеспечил штурм местечка. Двигаясь все время в боевых порядках стрелковых рот, взвод под командованием Батурина 22.08.44 года вышел к реке Висла. И в этот же день на подручных средствах под огнем противника и бомбежке с воздуха переправился на левый берег реки, прикрывая переправу остальных подразделений».

Семейная реликвия под запретом 

Пока вся страна праздновала победу и ждала со слезами счастья выживших на фронте родных и близких, уроженец Бурятии Николай Батурин продолжал воевать не на жизнь, а на смерть. В последние дни войны он получил смертельное ранение. Он скончался, так и не успев написать о своих ранениях ни матери, ни своей невесте. Матери погибшего офицера сообщили о гибели сына с большим опозданием, она до последнего момента была уверена, что ее самый отчаянный и отважный сын вот-вот вернется домой и обнимет ее. Точно так же, как считала дни до встречи его любимая. То, о чем он когда-то мечтал, – пожениться, родить деток, работать, любить, жить - все это было совсем-совсем рядом и стало после мая 45-го вполне реальной и легко осуществимой мечтой. 

Но судьба распорядилась иначе. Николай Батурин навсегда остался в чужой стране. И вряд ли скупые строки архивных справок передадут все, что он пережил за последние дни своей жизни. 

Точно так же как не суждено было ему получить при жизни свои честно заслуженные награды. Спустя десятилетия после тех страшных событий сестра Николая Батурина Александра Захаровна вместе со своей дочерью решили найти награды своего родственника. Ордена и история о герое Николае Батурине родственники хотели сделать семейной реликвией, которая передавалась бы детям и внукам из поколения в поколение. Однако, к удивлению родственников, им в этой просьбе было категорически отказано.

- Мы предоставили все документы, подтверждающие, что мы являемся единственными близкими родственниками Николая Батурина. Это моя мама – его родная сестра и я – его племянница. Но нам ответили отказом, так как ордена и документы на награды могут быть переданы только прямым наследникам: матери воина или его жене, детям. Я не понимаю, если никого других из родных больше нет, почему нельзя передать нам эту семейную реликвию? – искренне недоумевает племянница Николая Батурина Любовь Константиновна Перетолчина. – Мы хотели бы, чтобы у нас осталась память о нем, чтобы все внуки, правнуки знали о том, что был такой человек, знали, как он воевал, что был награжден как герой.

Сестра и племянница героя все же надеются на то, что их просьбы будут услышаны, вопреки всем бюрократическим препонам.

Василиса Шишкина, «Номер один». 

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.