Как купить «доктора»

Около половины научных диссертаций в Бурятии может оказаться «липой»
A- A+
Как купить «доктора»

Около половины научных диссертаций в Бурятии может оказаться «липой»

Не так давно в Бурятии прогремел скандал с «липовыми» диссертациями нескольких депутатов Народного Хурала. Однако двое – еще не предел. «Номер один» разобрался в том, кто покупает научные труды, за сколько, а также, каковы масштабы и механизмы «научного» тщеславия в Бурятии.

Лженаука в Хурале

Популярное сетевое сообщество по обличению лжекандидатов и лжедокторов наук Диссернет выявило якобы липовые диссертации у двоих депутатов бурятского парламента. Обе «жертвы» Диссернета – кандидаты юридических наук.  Впрочем, по предположению проекта, под началом которого было выполнено тщательное изучение работ, «липовые». Так, согласно результатам проведенных исследований кандидатских, первый депутат целиком скопировал чужой текст, заменив лишь титульный лист. В тексте же научного труда его собрата по несчастью нашлись чересчур объемные заимствования из трех чужих работ без каких-либо ссылок на оные.

Этот скандал впервые затронул тему фальшивых диссертаций в Бурятии. Хотя невероятно расплодившееся за последние годы число кандидатов и докторов наук наводит на мысль, что не все гладко с этим вопросом. Мы нашли человека, который занимается «научным консалтингом», или, проще говоря, профессионально пишет диссертации «на заказ».

– В Бурятии сегодня стать, к примеру, кандидатом наук можно, отстегнув сумму от 50 тысяч до полутора миллионов рублей, – поясняет Антон (свое настоящее имя мужчина, естественно, скрывает). – Цена вопроса зависит, в первую очередь, от того, какую работу придется проделать исполнителю и насколько стоящей она будет для науки.

Как стало известно «Номер один», на сегодня в Бурятии профессионально занимается написанием научных работ «на заказ» небольшая группа людей. Выйти на них по объявлению на заборе не получится. Это тайное сообщество, о котором просвещают лишь по рекомендациям с обеих сторон и лишь тех, кто действительно может заплатить. Нам также удалось попасть туда, имея некоторые связи в научных кругах. Антон – «научник»- одиночка. По иронии судьбы, сам Антон не является счастливым обладателем ученой степени, он лишь преподает предмет. Ответственности за свою деятельность не боится, поясняя это тем, что оказывает возмездные услуги. В законе же строчки, запрещающей писать научные работы другим лицам, нет. 

Три дороги «липового кандидата»

Итак, существует несколько вариантов выполнения заказа, которые имеют разные расценки и заранее обговариваются с заказчиком. Первый вариант – самый грубый и дешевый, когда будущий, как правило, кандидат особо не притязателен. По его желанию исполнитель просто компилирует несколько диссертаций. До последнего времени этот способ был наиболее распространенным, однако с внедрением и развитием программы «Антиплагиат» спрос на них существенно упал. Впрочем, набившие руку «специалисты», как они сами уверяют, уже научились обманывать программу и способны написать хорошую компиляцию. На это уходит около трех недель.

Второй по дешевизне вариант потребует от вас затраты не на «писателя», а на переводчика. Об этом, как оказалось, весьма популярном в Бурятии способе нам рассказал сотрудник одного из ведущих университетов республики.

– Технология проста: берется работа на иностранном языке и переводится на русский. Как правило, переводят работы с английского языка – это проще всего. Однако едва ли не гарантией успеха станет «присвоение себе» работы на китайском языке, особенно не оцифрованной. Перевести, снабдить красивыми выражениями – и готово. Такие диссертации вы можете встретить в экономике, юриспруденции, исторических, филологических, политологических и других гуманитарных науках.

Но вернемся к оплачиваемому составлению текста диссертаций. Здесь стоит признать, что не всегда речь идет о ленивом и глупом клиенте. Бывают и вполне ответственные, образованные заказчики.

– К примеру, у занятой персоны, будь то политик или бизнесмен, может просто не хватать времени на то, чтобы собрать воедино все свои наработки, – защищает своих клиентов Антон. – В таком случае они приносят свой эмпирический материал и даже некоторую теоретическую часть. С такими работать особенно легко. Они знают, чего хотят, у них четко поставленные задачи. Пусть денег я зарабатываю на таких немного, испытываю некую радость, что ли. За то, что они все-таки старались сами, и степень не будет присуждена де-факто мне, – говорит наш собеседник.

Здесь временные затраты у исполнителя – три месяца. По информации Антона, на сегодня услуги по написанию кандидатских на таких условиях оцениваются в районе 50 тысяч. В случае же если исполнитель сам ищет эмпирический материал, то есть пишет работу с нуля, стоимость услуги возрастает еще на 100 тысяч рублей, итого 150 тысяч и выше – уже по технической специальности. Подобный процесс отнимает у  таких, как Антон, около полугода. Однако такие трудозатраты для исполнителя и уровень финансовых трат для заказчика не предел. 

«Все включено» для VIP-заказчиков

В ассортименте услуг среди вышеперечисленных есть услуги и для самых наглых, ленивых и циничных клиентов. Под этим мы подразумеваем «защиту кандидатской под ключ», к которой прибегают лишь по-настоящему обеспеченные люди. Назовем ее «все включено», ибо включает она  действительно проработку всех проблемных моментов. Это подкуп научного руководителя, написание статей, самой кандидатской и автореферата, подарки оппонентам и основным, имеющим вес, членам Ученого совета, оплата банкета и прочие мелочи. Ранее стоимость такой услуги составляла, с учетом самой научной (кандидатской) работы, порядка 650 тысяч рублей. Сегодня, когда ряд Советов в Улан-Удэ исчез и приходится «подкладывать солому» в других городах, расценки доходят до полутора миллионов и выше.

Ранее весь этот, если угодно, «трагизм» ситуации дополнялся тем, что будущий кандидат мог вообще не появляться на защите. Однако для этого следовало доплатить еще пару сотен тысяч сверху.

– Таких VIP-ов к нам обращалось не слишком много, но случаи бывали. Но чаще клиенты все же стремились выйти сами и защититься. Разумеется, мы все равно пытались «удобрить» оппонентов. Для подстраховки писали ответы на вопросы. Это уже без предварительного сговора с кем бы то ни было. Вопросы, которые могут возникнуть, просчитать довольно просто, – делится опытом с «Номер один» Антон.

Вместе с тем на сегодня введено обязательное требование: процесс защиты записывают на видео. Так что отсутствие заказчика стало почти нереальным. Впрочем, профессионалы утверждают: за деньги можно все.

 «Особенности национальной защиты»

Любопытно, что, несмотря на всю эту шокирующую информацию, в Бурятии профессиональным авторам научных работ миллионерами не стать. 

Научное сообщество, как и любое другое, – корпоративное, в нем есть негласные корпоративные правила и принципы, причем, с точки зрения влияния на науку, негативные. Однако приятельские отношения между преподавателями и учеными делают свое дело.  Дело не в коммерциализации процесса, а в бесконечной веренице знакомств и дружеских связей.

– Если научрук – человек с весом в конкретном Совете, то больше половины проблем снимается. Если же у научруководителя с председателем или членами совета отношения не совсем хорошие, повышаются риски, – комментирует «Номер один» реальную картину в научном мире преподаватель бурятского университета.

Отметим, что на корпоративные принципы наслаивается региональная специфика, которая не так ярко выражена в той же Москве.

– «Замолвить словечко» за земляка у нас все-таки очень распространенная просьба, – уверен собеседник. – Многое построено на связях, поэтому, даже если отбросить купленные работы, думается, качество защищенных работ не повысится.

Тем временем профессиональный автор Антон утверждает: в такой ситуации самостоятельная защита купленного научного труда видится более легитимной.

– Если мы посмотрим требования, стандарты, то оценивается, прежде всего, защита. Если человек даже зазубрил материал, но выступил с ним и отлично ответил на вопросы – это его заслуга, достойная ученой степени. Как бы абсурдно это ни звучало.

Вот такая логика у профессионалов научного консалтинга. Однако есть ли логика в том, чтобы получать научные степени за деньги и галочки ради, не делая при этом самостоятельно никаких научных открытий? Думается, каждый должен сам ответить на этот весьма деликатный вопрос.

Яна Ольшанская, «Номер один». 

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.