Ес Соя дал второй концерт в Улан-Удэ

24 апреля состоялся концерт Московского ансамбля современной музыки
A- A+
24 апреля состоялся концерт Московского ансамбля современной музыки 

Этим концертом завершился фестиваль Pizzicato. Ансамбль с названием «Время вперед?» - это возможность разобраться, как время меняет наше восприятие музыки. И понять, что время музыкальной истории движется не только вперед. 

24 апреля в зале Бурятской государственной филармонии было на удивление мало людей. Часть зрителей позже предпочли удалиться с концерта. Музыкантов ансамбля это не удивило. Для Бурятии «современная музыка» в ее академическом понимании – новый опыт. Это не та попса, которую обычно имеют в виду, когда говорят о «современной музыке». В профессиональной музыкальной среде современной называют академическую музыку, созданную в последние столетия. Однако это и не та классическая, спокойная музыка, которая ассоциируется с прошлыми столетиями.

Музыка специфичная, для того чтобы ее понять, надо отключить в себе привычные образы, ожидания и перестать навешивать «ярлыки». Это полезно не только для культурного развития, но и в психологическом плане.

Мы все всегда чего-то ожидаем от других людей и в целом от этого мира. Сделав доброе дело, мы ждем, когда скажут «спасибо». От представителей религиозных сообществ мы ждем непогрешимости. Если ты беден, значит, должен быть несчастен. Если человек не употребляет алкоголь, значит, с ним что-то «не в порядке». И т.д.

Вместе с тем эти ожидания не имеют ничего общего с окружающим миром. Они лишь являются причиной страданий и разочарований. Возможно, ушедшие зрители были разочарованы, потому что представление не вписывалось в их картину мира. Они не были готовы к тому, чтобы узнать, что музыка может быть совершенно разной.

На концерте также присутствовали дети. Они, в отличие от взрослых, не ерзали в креслах. А внимательно слушали. Один мальчик даже показал «класс» музыкантам. Концерт посетил и юный певец-композитор Лудуб Очиров. После концерта он познакомился с коллективом и задал чисто профессиональные вопросы, а затем и сыграл пару мелодий с ансамблем. Лудуб был в восторге от мастерства Московского ансамбля и прозвучавшей программы.

«Современная музыка сегодня, к сожалению, хоть и часто исполняется, но живет лишь в рамках фестивалей и каких-то отдельных проектов, - говорит Виктория Коршунова, директор Московского ансамбля современной музыки. – Сегодня мы хотели показать музыку разных эпох. При этом здесь нет хронологии. В программе звучат произведения разных эпох от музыки эпохи Возрождения до авангарда и новейших опусов. Старинная английская лютневая музыка органично соседствует с произведениями ХХ и XXI веков. Программа предлагает слушателю и зрителю потерять ту уверенность и легкость, с которой сегодня искусство раскладывается по полочкам разных эпох реальных и виртуальных магазинов. Это редкая возможность проследить, как развивалась музыка, различия в музыке разных эпох».
Для того чтобы создать такой эффект, ансамбль использовал такой прием, как контраст, играл как со светом, так и с пространством. Например, во время исполнения пьесы «Открытая душа» для скрипки соло Джачинто Шелси коллектив удалился из зала. Музыка лилась неизвестно откуда, и зрители гадали, запись ли звучит или нет.

«Мы пытались решить концерт по-разному, - объясняет Виктория Коршунова. - Это одинокая музыка, и мы хотели, чтобы зрители не видели исполнителя, а просто отдались самой музыке».

По словам музыкального гуру, в 20-м веке очень сильно поменялся музыкальный язык, он стал отличаться от музыки классической: «Считается, что язык музыки усложнялся, хотя я не могу так сказать. Мне кажется, он просто менялся. Если говорить профессиональным языком, то менялось представление о мажорно-минорной системе. Та система, которая сложилась в 18, 19 веках, менялась постепенно, причем меняли ее сами композиторы-классики. Они постепенно расширяли возможности, внедряя ноты, которые были несвойственны тому времени. Расшатывали, добавляли новые краски. И музыка стала многомерным, многогранным видом искусства. Во втором отделении звучало очень современное произведение одного из самых радикальных композиторов Сальваторе Шаррино «Венера, усыпанная лепестками роз». Ее играл флейтист. Несмотря на то, что она написана сугубо современным языком, она очень поэтично передает образ Венеры. Это говорит о том, что музыке стали подвластны такие образы, возможности, которых не было до этого».

Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) был основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии признанного лидера отечественной школы новой музыки Эдисона Денисова. МАСМ первым прорвал информационный вакуум и представил на Западе новейшую российскую музыку, а у нас – творчество современных зарубежных авторов. Отличающийся высоким уровнем профессионализма коллектив быстро завоевал мировую популярность: ведущие российские и зарубежные композиторы доверяли ему свои премьеры и посвящали новые произведения. Значительное место в репертуаре коллектива принадлежит и музыке молодых композиторов.

Соня Матвеева, «Номер один». 

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.