БГУ: революция сверху

Во вторник БГУ возглавил выпускник Техноложки. Но перед этим вуз на время полностью лишился руководства.
A- A+
Москва затянула

В прошлом году работники вуза внезапно узнали, что Степан Калмыков на самом деле не вечен, и что ему пришло время уйти в отставку в связи с достижением 65-летнего возраста. Это не было решением самого ректора, сообщается, что БГУ даже писал специальную просьбу в Минобраз России о возможности продления полномочий нынешнего ректора. Но Москва отказала.

Это известие повлекло за собой бурную деятельность всех причастных и не очень к проблеме. Прежде всего, выяснилось, что кандидатуру нового ректора нужно согласовать с Москвой. Пока был Степан Владимирович, никто особо и не задумывался о механизме избрания, что нужно проходить какие-то процедуры. К концу прошлого года ученый совет БГУ представил своих кандидатов, в числе которых озвучивались имена бывшего декана исторического факультета Константина Митупова, руководителя биолого-географического факультета Эрдэни Елаева и директора медицинского института Владимира Хитрихеева. Но Москва их на собеседование так и не вызвала.

Как сообщила проректор по учебной работе Джамиля Чимитова, свою нерасторопность в министерстве объяснили перегруженностью – в подобной ситуации оказалось сразу несколько вузов по стране. Поскольку выборы до ухода ректора в отставку провести не успевали, было решено, что Минобраз назначит временно исполняющего обязанности.

В связи с этим Минобраз России запросил мнение региона. Здесь выдвинули свою кандидатуру, которой стал замминистра образования Бурятии Николай Мошкин. Но и с его назначением Москва затянула до самого конца, так что и в момент ухода в отставку Степана Калмыкова имя его предшественника не было известно работникам БГУ.

Слишком неудобный

Администрацию можно понять. На всем протяжении своей деятельности Степан Калмыков в качестве неконтролируемой силы был очень неудобен властям. Несколько раз он был замечен в пикировках с членами правительства в Народном Хурале. А в уже вошедших в анналы выборах спикера Хурала полтора года назад Степан Калмыков, несмотря на свою принадлежность к правящей партии, поддержал кандидатуру оппозиционного Бориса Базарова. При этом он призвал своих коллег не голосовать за Матвея Гершевича, предложенного администрацией. 

Вряд ли такое поведение могло не остаться незамеченным в администрации главы. Вообще, такие люди, как Борис Базаров, Степан Калмыков, Арнольд Тулохонов, имея большие ресурсы в виде учебных заведений и ученых званий, огромный авторитет в своих сферах и хорошие связи, неподконтрольны властям, посему представляют для них большое неудобство. 

Попытка поставить на эту должность лояльного чиновника диктовалась, по всей видимости, стремлением избавиться от одной занозы. Лишившись поддержки такого мощного ресурса, Степан Калмыков и в здании Хурала может потерять прежнее влияние и стремление оппонировать властям. 

Бунт против чужака

Но сама кандидатура оказалась не самой удачной. Николай Мошкин окончил ВСГТУ по специальности инженер-механик и для классического университета является чужеродным элементом. БГУ вполне может не принять кандидата – на тридцатое января назначена акция протеста студентов и работников университета. Даже не из-за личности «чужака», а, как объясняют работники, из-за самого стиля назначения.

На прошлой неделе ученый совет вуза и студенты написали два открытых письма министру образования и уполномоченному по правам студентов, соответственно, с примерно схожим содержанием, в котором отметили свое несогласие с кандидатурой замминистра.

«Как нам известно, Николай Мошкин является доктором технических наук и по совместительству профессором кафедры «Автомобили» другого вуза республики, никогда не работал в нашем университете, не знаком с традициями и опытом работы нашего вуза. Нам хотелось бы получить разъяснения, на основании чего нарушается процедура выборов ректора и в обход мнения студентов и преподавателей нашему университету навязана кандидатура со стороны», - отметили авторы письма.

Против Николая Мошкина в Министерстве образования России пытался работать, видимо, и сам Степан Калмыков – как известно, уже бывший ректор БГУ провел в Москве неделю, и надо думать, посещал там не только Третьяковскую галерею. 

Москва утвердила

Результатом борьбы и всей сопутствующей неразберихи стало то, что БГУ на сутки лишился руководства. В момент, когда в понедельник ректору стукнуло 65 лет, он стал бывшим ректором. По уставу вуза в отставку автоматически ушли все проректоры и не начнут работу, пока их не утвердит новый руководитель. 

Во вторник уже бывший замминистра республики Николай Мошкин, назначенный в два часа дня в должности врио ректора, был представлен университету. Работники и учащиеся вуза встретили нового руководителя гулом неодобрения. На вопрос из толпы, почему министерство не приняло в расчет мнение коллектива, последовал ответ представителей Минобраза России: «И.о. назначен уважаемый профессор. Чтобы учесть мнение коллектива, нужно его услышать. Мы вас услышали».

Все претензии по поводу незаконности прихода Мошкина также были отвергнуты. Сам он заявил, что займется подготовкой к выборам ректора, но не сказал, примет ли в них участие. Остается только гадать, чем ответит на это вузовский коллектив. Для утверждения Николая Мошкина на должности в Улан-Удэ приехали высокопоставленные чиновники из федерального Минобраза, это и стало ключевым моментом. Однако они уедут, а Мошкин в бунтующем БГУ останется. И как ему удастся справиться с коллективом, пока неясно. 

Владимир Бадмаев, «Номер один». 

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.