Декабрьские паникеры были правы?

В конце прошлого года республику поразила продуктовая паника – испугавшись слухов о резком подорожании продовольственных товаров, покупатели устремились в магазины. Как оказывается, они не были настолько уж далеки от истины.
A- A+
В конце прошлого года республику поразила продуктовая паника – испугавшись слухов о резком подорожании продовольственных товаров, покупатели устремились в магазины. Как оказывается, они не были настолько уж далеки от истины.
Цены на продукты питания за последние два месяца пережили настоящий бум. Если в среднем все выглядит более или менее пристойно, то по отдельным продуктам цены пробили все мыслимые потолки. Помимо официальных данных Республиканской службы статистики, мы сами провели двухмесячное, с ноября по январь, наблюдение ценового прогресса, и вот что выяснилось.

Рекордсменом по росту оказался внезапно сахар, стоимость которого выросла более чем в полтора раза с 41 рубля по официальной статистике до 60, и с 36,5 до 58 согласно нашему наблюдению. С чем связан сахарный всплеск, непонятно, поскольку другой продукт для консервирования - соль - подорожал совсем незначительно - на 30-50 копеек.

В конце прошлого года сотрудники УФАС даже заподозрили «сахарный» сговор торговых сетей. 

«Есть множественные обращения граждан и глав муниципальных районов по фактам роста цен на сахар, которые могут свидетельствовать о признаках сговора. Товар есть, но его придерживают, чтобы в рамках ажиотажа продать и заработать более высокую прибыль», - заявила в декабре руководитель Управления антимонопольной службы республики Елизавета Потапова. Но сегодня в антимонопольном ведомстве сообщили, что фактов сговора не выявлено, а рост цен в магазинах обусловлен подорожанием на оптовом рынке. 

Более чем на треть выросли цены на морковь и огурцы, впрочем, это могло быть сезонным явлением. Но это оправдание не подходит для пшеничной муки, подорожавшей с 21 рубля до 25, и яиц, стоивших два месяца назад 51 рубль за десять штук. Сегодня эта цифра превысила 60 рублей.

Неожиданно резко выросли цены на тушенку. Хотя, по официальным цифрам, стандартная банка подорожала «всего лишь» на пять рублей – с 82 до 87,7 рубля, согласно нашему наблюдению ее стоимость в некоторых торговых сетях увеличилась с 76 рублей до 111, тогда как в обычных магазинах рост не был столь значителен. В УФАС предположили, что все дело в наличии или отсутствии старых запасов – продукция этого года приобретается уже по обновленным закупочным ценам.

К слову, продуктовая паника была вызвана слухами о резком повышении цен на продукты на 20-50 процентов. В случае с сахаром и некоторыми другими продуктами паникеры оказались правы, хотя повышение и не было одномоментным. Впрочем, все же неизвестно, что первичнее – паника из-за возможного подорожания, либо подорожание было спровоцировано паникующими и сметающими все на своем пути покупателями.

Мясо – говядина, свинина, баранина - подорожало в среднем на 30-40 рублей, хотя официальные цифры показывают лишь 5-7 рублей прироста. Но есть и поводы для оптимизма – гречка перестала дорожать! Это тем более удивительно, потому что именно этот продукт был слабым звеном, нервно реагируя на любые упоминания о кризисе, а иногда цена росла и на пустом месте. Хотя, может, гречка просто достигла пределов роста? За компанию и все остальные виды крупы – рис, перловка сильно не продвинулись. Несколько выбивается из этого ряда горох, цена за килограмм которого подросла почти на четыре рубля – с 18,5 до 22,3. 

Интересно, что наши данные по лапше вновь разошлись с официальными цифрами, но неожиданно в другую сторону. Бурятстат сообщает, что средняя цена на макаронные изделия из пшеничной муки выросла с 34,5 до 41,3, тогда как мы увидели, что стоимость обычной «союзпищепромовской» пачки выросла лишь на десять копеек.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.