«Стальмост» сменил собственника

Для спасения мостостроительного гиганта в Бурятию приходит иркутский инвестор
A- A+
Он готов обеспечить завод заказами и провести его модернизацию. Для защиты от требований кредиторов на «Стальмосте» вскоре будет введена процедура наблюдения – и это часть плана по финансовому оздоровлению предприятия. Что будет дальше с заводом и не окажется ли на улице тысяча сотрудников «Стальмоста»?

Невеселая статистика

Вопрос о введении процедуры наблюдения в отношении «Улан-Удэстальмоста» – как оказалось, всего лишь способ сохранить предприятие. Крупнейший промышленный завод вскоре должен перейти под крыло иркутской компании, обещающей загрузить его заказами.

Как сообщили нам в минпроме республики, «Стальмост» вместе со Сбербанком, как стратегическим кредитором, сейчас рассматривают вопрос о введении процедуры наблюдения в отношении завода. Нужно это для защиты от требований кредиторов, говорят в минпроме.

А кредиторы действительно сегодня могут серьезно попортить кровь и без того висящему на волоске «Стальмосту». На конец мая кредитный портфель предприятия составил более 1,3 миллиарда рублей. Задолженность по налогам достигла почти 96 миллионов, по платежам в Пенсионный фонд – почти 50 миллионов, по взносам в ФОМС – более 
14 миллионов рублей.

Закрыть самостоятельно эти долги сегодня завод не в состоянии. В прошлом году «Стальмост» кое-как натянул объемы производства до суммы, чуть превышающей миллиард рублей. Падение по сравнению с предыдущим годом составило 22,6 процента. Если же сравнивать с 2012 годом, объемы упали в два раза.

Прогнозы на текущий год весьма пессимистичны. Портфель заказов, несмотря на все обещания и позитивный настрой со стороны правительства и руководства предприятия, так и не был сформирован в полном объеме.

При этом в воздухе висят и социальные проблемы. Численность работников за последние три года сильно уменьшилась. На начало мая на заводе работало 990 человек. Задолженность по зарплате же несколько сократилась, по сравнению с прошлым годом, но полностью так и не исчезла. Сейчас завод должен своим работникам 8,75 миллиона рублей.

За бортом 

Таким образом, финансовое состояние «Стальмоста» сегодня очень и очень печальное. Началось же падение мостостроительного гиганта не сегодня. В последний год о серьезном положении на заводе говорилось не раз, причем на самом высоком уровне.

Так совпало, что черная полоса «Стальмоста» пришлась как раз на пик промышленного кризиса в Бурятии. Серьезные проблемы в первом полугодии прошлого года испытывали и СЦКК, и ЛВРЗ. Впрочем, и на сегодня далеко не все из них решены.

Если же говорить о причинах кризиса на «Стальмосте», то, как не раз заявляло руководство предприятия и ответственные за промышленность чиновники, они кроются в отсутствии новых заказов и проблема с оплатой старых.

– Основная причина бед завода на сегодняшний день – отсутствие финансирования и частичное финансирование тех объектов, на которые мы поставляем металлоконструкции. Это касается и заказов, которые мы изготовили в 2012–13 годах, и заказов, над которыми мы работаем сегодня. В этом году расчетов по заказам этого года мы еще не получали, – говорил тогда гендиректор завода Анатолий Суслов.

В то же время один из банков на просьбу о перекредитовании потребовал погасить всю задолженность в 140 миллионов рублей. И завод погасил, создав у себя немаленькую финансовую дыру.

Выходом из ситуации тогда казался план по обеспечению «Стальмоста» заказами. Правительство надеялось на участие завода в строительстве объектов БАМ-2, железнодорожных мостов через Енисей, Амур, Зею, а также Крымского перехода. Но, по всей видимости, реализовать эти мечты не вышло. «Стальмост» каким-то образом оказался за бортом при распределении всех этих заказов.

А недавно завод вообще оказался под угрозой банкротства. Некое челябинское предприятие «Истра-МК» обратилось в Арбитражный суд с требованием признать «Стальмост» банкротом. Озвученный долг – почти 13,5 миллиона.

Пока что решение по этому делу не принято. Как сообщили нам в минпроме, заседание перенесено на 26 июня. Возможно, к тому времени властям вместе с руководством завода удастся договориться с челябинцами или погасить их долг.

Иркутский инвестор 

Однако, несмотря на всю серьезность ситуации, и власти, и менеджмент завода сегодня рассчитывают на хэппи-энд. На сегодняшний день уже нашелся инвестор, который, по всей видимости, согласился вложиться в «Стальмост» и обеспечить его заказами.

Этот инвестор – ОАО «ПО Иркутский завод тяжелого машиностроения». Как сообщили в минпроме, им уже разработана совместно со Сбербанком дорожная карта по спасению мостостроительного гиганта Бурятии.

В этой карте иркутская компания обещает обеспечить расширение продуктовой линейки «Стальмоста» более чем на 500 миллионов рублей. Кроме этого заводу обещают контрактацию на сумму более миллиарда рублей.

Разработана еще и некая «программа стабилизации финансово - экономического положения предприятия». В ней прописано, что при формировании заказов для «Стальмоста» по-прежнему приоритетным направлением остается строительство второй ветки БАМа.

Также программа подразумевает сокращение кредиторской задолженности предприятия, усиление работы по сокращению дебиторской задолженности. Планируется снижение издержек производства и диверсификация –  производство промышленных металлических конструкций, освоение выпуска кранового оборудования. Ну и, конечно, планируется необходимое сегодня привлечение дополнительных финансовых средств.

Между тем федеральное Министерство промышленности и торговли включило «Улан-Удэстальмост» в перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли. То есть он важен не только для республики, но и для страны в целом.

Насколько ценен сегодня завод, будет ясно по количеству усилий, которые приложат власти для его сохранения. И по конечному результату всех программ вывода предприятия из кризиса.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.