Районные аэродромы под угрозой

Аэродромы районов Бурятии в скором времени могут перейти под крыло правительства республики.
A- A+
 Сегодня обсуждается вопрос об объединении организации, управляющей аэропортами, авиакомпании «ПАНХ» в акционерное общество и выкуп его акций правительством. На такие меры их вынудило тяжелое финансовое состояние аэропортов. 

Общество в долгах 

Провозглашенное недавно правительством Бурятии развитие внутренних авиаперевозок до сих пор упиралось в оснащение авиакомпаний и организацию рейсов. Сегодня процесс возрождения полетов уперся в районные аэродромы. Компания, в чьем управлении основные аэропортовые объекты, находится в непростом финансовом состоянии, можно сказать, на грани банкротства.

В 2013 году ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» получило чистый убыток почти в 11 миллионов рублей. Сегодня компания погрязла в судах: кредиторы требуют рассчитаться по долгам, а у компании на счетах нет средств, чтобы погасить обязательства.

Только с начала этого года было подано 18 исков к ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии». Для сравнения, за весь прошлый год компания получила 13 исков. Среди истцов - управление ведомственной охраны Минтранса России, республиканское агентство по управлению государственным имуществом, «Читаэнергосбыт», минимущества Бурятии и энергетическая компания из Нижнеангарска ООО «Регистр».

Все они требуют погасить долги, в общей сложности достигающие нескольких миллионов рублей. Компания, в чьем ведении сегодня основные аэропорты, задолжала за охранные услуги, аренду недвижимого имущества, аренду земли, электроэнергию, тепло и горячую воду.

Как поясняют представители компании в суде, на счетах акционерного общества нет денег на погашение всех этих долгов. Руководство не отрицает печальную финансовую ситуацию на предприятии, но заявляет, что сейчас уже есть план по выведению его из кризиса.

Тарифный тупик

Причина кризисного состояния «Аэропортов» - низкие тарифы на аэропортовое обслуживание. Как рассказало нам руководство компании, эта ситуация сложилась довольно давно.

- Мы, когда приобрели «Аэропорты МВЛ», у них тарифы на аэропортовые услуги были утверждены еще в 2008 году и с тех пор не поднимались, не пересчитывались. Сегодня, когда посчитали экономику, получается, для того, чтобы аэропорты работали в ноль, нужно увеличить тариф на 110 процентов. То есть на сегодняшний день всех этих сборов не хватает даже на то, чтобы заплатить людям зарплату, - рассказал нам Константин Осин, гендиректор авиакомпании «ПАНХ» и ООО «Нафтосервис», владеющего «Аэропортами МВЛ».

Сегодня под управлением компании находятся два аэропорта -- в Таксимо и Нижнеангарске, а также посадочные площадки в Багдарине и Усть-Баргузине. Все эти аэропорты отличаются очень малой интенсивностью полетов воздушных судов. То есть они в принципе не окупаемы в наших условиях.

- При этом нельзя поднимать тарифы на аэропортовое обслуживание. Потому что если поднять тарифы, сразу же поднимутся цены на билеты. А этого никто не хочет допустить, - говорит Константин Осин.

При этом сейчас в РСТ защищается максимальный тариф на аэропортовые сборы. Но не за тем, чтобы его установить, а для того, чтобы было от чего отталкиваться при определении стратегии вывода предприятия из кризиса.

Земельный парадокс

Есть и другие моменты, которые осложняют жизнь «Аэропортам МВЛ». К примеру, неразбериха с собственностью на землю. По закону все взлетно-посадочные полосы должны быть переданы в федеральную собственность, что и было сделано. И здесь возникли некоторые парадоксы.

- Земля в некоторых местах осталась в собственности «Аэропортов местных воздушных линий Бурятии». Получается, что взлетно-посадочная полоса принадлежит Российской Федерации, а земля под ней принадлежит «Аэропортам», как, например, в Усть-Баргузине, - говорит Константин Осин.

И за эту землю предприятию, и так находящемуся в сложном финансовом положении, приходится платить земельный налог. А это порядка трех миллионов рублей в год.

- На сегодняшний день мы произвели раздел на участке – выделили взлетно-посадочную полосу, прилегающие участки, дороги. Сейчас хотим передать эти земли также Российской Федерации. Чтобы не было противоречий в законе, чтобы взлетно-посадочная полоса и земля под ней были у одного собственника, - рассказал нам Константин Осин.

Договоренность о такой передаче с Росимуществом уже есть. После того как земля будет передана, она, судя по всему, через торги уйдет в аренду обратно «Аэропортам», что гораздо выгоднее. Такая схема уже работает в Таксимо и Нижнеангарске.

Правительство – в долю 

Между тем, чтобы спасти предприятие, необходима господдержка. Получить ее не так-то просто, но без нее вывести «Аэропорты» из кризиса не получится. Поэтому «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии», авиакомпания «ПАНХ» и правительство Бурятии разработали план.

- Мы обращались за помощью в правительство и на сегодняшний день решили, что аэропорты местных воздушных линий объединятся с авиакомпанией «ПАНХ» в одно акционерное общество, и часть акций будет выкупаться правительством Республики Бурятия для того, чтобы можно было оказать какую-то государственную поддержку, - рассказал Константин Осин.

Какая доля будущего акционерного общества перейдет к властям Бурятии, пока неизвестно. Не исключается, что правительство приобретет сто процентов акций предприятия.

Сегодня в собственности «Аэропортов МВЛ», помимо прочего, находятся топливозаправочные комплексы, аэровокзалы, места стоянок, гаражи и прочие строения и оборудование. Как заявляет руководство компаний, конечная цель обозначенной стратегии по выходу из кризиса – освободить сельские аэропорты от бюджетной зависимости.

- Мы хотим сделать так, чтобы эти аэропорты могли существовать без всякой поддержки, - говорит Константин Осин.

Таким образом, если все усилия правительства и авиабизнеса Бурятии приведут к ожидаемому результату, то одно из главных условий функционирования авиаперевозок – аэропорты – наконец получит дальнейшее развитие. В противном случае может пострадать весь проект по возрождению внутреннего авиасообщения, над которым так долго работали власти республики.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.