Засуха угрожает мясному скотоводству

Повисшая над Бурятией засуха угрожает не только посевам и сельхозкультурам.
A- A+
Ее последствия могут сильно ударить и по мясному скотоводству. А в худшем случае и по карманам жителей Бурятии. 

Засуха может уничтожить не только урожай, но и корма для скота. В случае если фермеры не накосят достаточно сена, немалая часть поголовья отправится под нож, что спровоцирует кризис всей мясной отрасли Бурятии.

Власти уже объявили о том, что в некоторых районах, возможно, будет введен режим ЧС. Всего в списке особо пострадавших от жары 11 районов.

- Сейчас о необходимости введения режима ЧС объявил только Кяхтинский район. Бурятский гидрометцентр сегодня подтверждает засуху только в Баргузинском, Курумканском, Кяхтинском, Селенгинском районах. И на отдельных полях Иволгинского, Заиграевского, Бичурского, Кижингинского, Мухоршибирского, Еравнинского, Джидинского районов, - рассказал нам Владимир Вахронов, заместитель начальника отдела растениеводства минсельхоза республики.

Тысячи гектаров посевов уже сегодня гибнут от недостатка влаги. Страдают и сельхозкультуры и пастбища. Причем ущерб от всего этого может исчисляться сотнями миллионов рублей.

- Ущерб мы пока еще не подсчитали. Мы направили письма главам районов, начальникам управлений сельского хозяйства, чтобы они в целях принятия управленческих решений создали комиссии по обследованию площадей наших сельхозкультур, которые подверглись засухе. И определить состояние посевов, их гибель, данные по прямым затратам, - говорит Владимир Вахронов.

Уже в ближайшее время районы должны представить полную картину происходящего. И на ее основании будет приниматься решение о введении режима ЧС как в отдельных районах, так и по всей республике.

Кстати, чтобы в Бурятии был введен этот режим, необходимо, чтобы сумма ущерба от засухи составила не менее 500 миллионов рублей.

- Если будет введен режим ЧС в Бурятии, мы будем просить дополнительные деньги в Минсельхозе России. Некоторые регионы средней части России уже получили эти деньги. Мы для этого направили в районы методические рекомендации по определению прямых затрат на восстановление объектов сельского хозяйства, пострадавших от ЧС, - отметил Владимир Вахронов.

Надеются фермеры и на республиканские власти. Ведь в случае большого урона именно местные чиновники будут решать вопрос о предоставлении компенсации за погибшие корма.

Между тем, в некоторых районах режим ЧС уже действует.

- Распоряжением районной администрации мы уже ввели режим ЧС с 1 июля. Действительно, многие посевы пострадали, замедлен рост, частичное засыхание отдельных культур. Сейчас продолжаются работы по определению ущерба, - рассказал нам главный специалист сельхозотдела Кяхтинской администрации Иван Жаркой.

Причем особенно фермеров беспокоят выгорающие пастбища. Ведь если в нынешнем году будет нечем кормить скот, большинство фермеров просто пустят поголовье под нож. А это значит, что на рынке мяса в Бурятии по осени будет большой всплеск предложения, сопровождающийся резким снижением цен. А после – наоборот: нехватка мяса и повышение его стоимости, возможно, до рекордного уровня.

Впрочем, надежда на то, что все обойдется, еще есть.

- Скот будут под нож пускать именно к зимовке. Потому что если сено не накосят, корма не заготовят, тогда действительно часть скота пойдет на реализацию. Все будет зависеть от того, сколько будет заготовлено кормов. Если сейчас придут дожди, то посевы однолетних трав могут вырасти, - считает Иван Жаркой.

Фермеры же подтверждают, что если ситуация не изменится и Бурятию не накроют дожди, то последствия будут печальны.

- Пастбища горят. Часть скота будем тоже, наверное, убирать - кормов нехватка. Еще надо подождать – может быть, дожди пойдут, тогда трава нарастет, может, будем пасти. А если так все будет – даже не знаю, тяжело будет, - говорит фермер из Кяхтинского района Зоригто Очиров.

В последние годы засуха стала уже почти привычным явлением для Бурятии, как и ежегодные режимы ЧС. В прошлом году от этого бедствия пострадала половина районов Бурятии. В 2012 году ситуация была еще печальнее. Тогда районы, у которых сгорело не все, оказывали поддержку особо пострадавшим по обеспечению кормами.

Если ситуация не изменится, то экономически непростой год станет для Бурятии еще более тяжелым. К гибели урожая добавится и кризис в мясной отрасли, который впоследствии может отдаваться эхом еще долгое время.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.